Вроде бы нелогично собирать акцию протеста ученых в разгар отпусков и полевых работ у археологов, ботаников, биологов. Однако, как подчеркнул руководитель Аналитического центра Профсоюза работников РАН Евгений ОНИЩЕНКО, заявить о своей непримиримой позиции важно сейчас, когда в Правительстве начинается формированию бюджета на следующий 2018 год, «чтобы потом нам не сказали, где же мы были раньше?». Ситуация с недофинасированием науки просто катастрофическая: с 2015 по 2019 годы, как следует из планов российского правительства, подпитку деньгами фундаментальной науки планируют сократить с уровня Мексики (0,16% валового внутреннего продукта (ВВП)) до уровня Чили (0,13% ВВП). Очевидно, что в таких условиях кроме деградации нашей нашей науке ничего не светит.
«Ни одна уважающая себя страна в мире не тратит на науку меньше 1,5% ВВП, а ведущие страны — меньше 2-4% ВВП, — говорит председатель Профсоюза работников РАН Виктор КАЛИНУШКИН. — Если этих 2% ВВП нет, то никакого перехода на новые рельсы экономики не получится. Ни у одной страны еще не получилось, а почему у нас должно получиться?»
Чтобы представить, что происходило с финансированием науки в стране последние три года, обратимся к цифрам: если в 2014 году ФАНО было выделено 92 млрд рублей, то в последующем сумма ежегодно снижалась на 4-5 млрд. В 2018 году на содержание науки планируется выделить около 72 млрд. Этих денег, по словам Калинушкина, не хватит на налоги, оплату коммунальных услуг, не говоря уже о закупке приборов, проведение научных исследований. Требование Указа президента страны об увеличении заработной платы на 100% от средней зарплаты по региону в таких условиях вообще становится невыполнимо! ФАНО попросил Минфин РФ прибавить в 2018 году хотя бы 27 млрд рублей для выполнения Указа президента по увеличению заработной платы. И даже если эта просьба будет удовлетворена, на исследования и закупку оборудования у ученых останется всего около 20 млрд (для сравнения, сумму, сопоставимую с 90 млрд рублей получает в год один американский вуз). К слову, нашим ученым выделяют в два раза меньше суммы, выделяемой их коллегам на Украине. «Чего после этого стоят жалобы наших чиновников на геополитическую ситуацию в мире?- спрашивает Евгений Онищенко. - Мы видим, что наше правительство просто не хочет тратить на науку деньги».
По словам Калинушкина впервые профсоюз не ставит на первое место повышение зарплаты ученым, основные требования сводятся к трем моментам:
- выполнить Указ президента России об увеличении финансирования российской науки до 1,77 %,
- выполнить Указ президента РФ об увеличении Российского фонда фундаментальных исследований до 25 млрд рублей,
- выполнить поручения президента РФ об увеличении финансирования Российского научного фонда и финансирования фундаментальной науки.
«То есть мы выводим людей на митинг, чтобы потребовать у правительства РФ выполнить Указы и поручения президента России. Ситуация немного удивительная», - резюмировался Калинушкин.
Президент России все время повторяет слова о необходимости технологического прорыва России. При этом логично было бы, чтобы деньги сами текли к ученым, а они вместо митингов, создавали бы новые технологии, повышая уровень интеллекта нации и наращивая ее благосостояние. Почему тогда люди науки все стоят с протянутой рукой? «По-видимому в России есть большая группа влиятельных людей, которым крайне не выгодно, чтобы Россия сделала технологический рывок и перешла в страны высоких технологий, - сказал в заключении председатель Профсоюза работников РАН. - Предстоящий митинг, на который мы хотим вывести до 1000 людей, будет предупреждающим. Если власть нас не услышит, то уже в осенью, в сентябре или октябре мы будем поднимать регионы».