Тело Христа после распятия Пилата попросил отдать Иосиф из Аримафеи. И «положил его в новом своем гробе, который высек он в скале» – так описывается погребение Иисуса Христа в 27-й главе Евангелия от Матфея.
Как сообщают хроники, позднее Святая Елена, мать римского императора Константина I, отыскала место могилы Сына Божьего. На этом месте уже много веков в Иерусалиме стоит храм Гроба Господня. Именно там и происходят нынешние раскопки.
- Я несколько раз бывал в этом священном для христиан месте, в последний раз – совсем недавно. Однако те фото- и видео-съемки, которые сейчас можно увидеть в интернете и в СМИ, вызывают у меня недоумение, – рассказывает директор Научного центра фундаментальных исследований в области естествознания, кандидат геолого-минералогических наук Александр Колтыпин. – Дело в том, что мне не понятно, где конкретно ведутся работы.
Ядром храма Гроба Господня является кувуклия – внутренняя подземная часовня. В глубине ее находится каменное ложе, на котором, по преданию, и лежало тело Спасителя после погребения.
Но те «картинки», которые сейчас транслируются новостными агентствами, совершенно не напоминают интерьеры Кувуклии. Гораздо больше похоже на то, что рабочие подняли мраморную плиту над Камнем миропомазания, которая лежит в центральном притворе храма (согласно преданию, на этот камень положили тело Христа после снятия его с креста, и именно здесь подготовили к погребению тело, совершив помазание его миром и алоэ – Авт.)... Да и текст публикуемых у нас русскоязычных пояснений – весьма непонятный, возможно при переводе с иностранного первоисточника возникла какая-то путаница.
- Сообщается, что предстоит провести исследования для выявления «оригинальной поверхность камня», на котором лежало тело Иисуса. Как специалист-геолог, скажите, реально ли современными научными методами определить возраст этой могилы и убедиться, что погребение в ней состоялось именно 2 с лишним тысячи лет назад?
- Можно, конечно, попытаться найти и соскоблить корки образовавшихся на каменных стенках минеральных отложений и провести их анализ, но вряд ли это в данном случае даст удовлетворительный результат. Ведь по геологическим меркам два тысячелетия – очень малый интервал времени. Реальную помощь в датировке мог бы оказать углеродный анализ, но для этого нужно найти в ходе проводимых раскопок хотя бы маленький фрагмент содержащего углерод материала – уголек, кусочек дерева, случайно попавший в могилу во время тех библейских событий. Вопрос – повезет ли археологам сделать такую находку...
Ход уникальной и странной одновременно археологической операции по вскрытию сводов склепа в Храме Воскресения Христова в Иерусалиме нам также прокомментировал известный исследователь восточных древностей Виктор Солкин.
- Археологи есть археологи, что они хотят для себя выяснить в принципе?
- Новозаветная история волнует многих специалистов, прежде всего из Израиля, потому что хочется найти какие-либо значимые или просто заметные подтверждения событиям, о которых мы читаем в Евангелиях.
В эпоху поздней античности и Средневековья на территории Палестины было образовано большое количество мест, которые стали считаться святыми; в частности, императрица Елена, мать императора Константина, во время паломничества в Палестину обнаружила некие доказательства того, что одно из мест, где она побывала, является местом погребение Христа.
Подробностей, что именно она там нашла, как идентифицировала это место, почему именно его выбрала, — к сожалению, история до нас не донесла. В итоге было принято решение, сначала в рамках реставрационных работ, потом уже в рамках исследовательского проекта, как минимум, вскрыть своды, чтобы посмотреть, какие каменные фрагменты там могут быть, — что же именно привлекло внимание Елены?
Безусловно, при наличии современных методов, вниманию к деталям, какие-то открытия там могут быть сделаны. Но пока о какой-то реальной археологической и научной значимости этого проекта говорить очень-очень рано.
- А зачем же тогда всё?
- На мой взгляд, здесь есть отголосок очень модного сейчас направления в археологии по некоему исследованию мифов. Не с точки зрения доказательств — был там гроб Христа или не был, а для того, чтобы под легендой или религиозной догмой было некое фактологическое основание. Понятно, что со стороны религиозных деятелей и общественности реакция будет неоднозначная, тем более, то пресса падка на яркие заголовки, вроде такого, что «Вскрыт гроб Господень»; да и вообще любые раскопки в местах, священных для разных конфессий, всегда проблемны: проникновения в объекты веры — дело очень непростое.
Впрочем, благодаря тому, что проект начался именно как реставрационный — польза от него будет. Свод склепа будет законсервирован, приведен в порядок, и дополнительно изучен. Но речь пока только об этом...
- То есть, скорее всего, исследователи там ничего не найдут?
- Я думаю, да. В том случае, если будут сделаны принципиально новые находки, связанные с историческими погребениями, которые могли быть на этом месте, тогда мы достаточно много узнаем о формах погребального ритуала и особенностях отдельных памятников этого региона, характерных для римского времени. Но повторяю, если они что-то найдут. Может быть, там есть какие-то в принципе гробницы. И тогда мы уточним, каков был погребальный ритуал в Иудее римского времени. И это полезная информация. Проект только начат, и за ним нужно следить. Но ни в коем случае не делать поспешных выводов.