Но Путин оказался для них не так страшен, как малевали, — поставленный перед фактом о переносе срока и невыполнении собственного указа, лишь нахмурил брови и... благоразумно разрешил продлить срок до весны.
Только настоятельно посоветовал: ставьте на этот раз реальные сроки запуска, не порите горячку, «штурмовщина не нужна». Но в том-то и ужас — похоже, кто-то опять ввел Владимира Владимировича в заблуждение. Потому что, как сообщил мне один высокопоставленный сотрудник космической отрасли, к весне ракета-носитель «Союз» с двумя спутниками на борту вряд ли взлетит с Восточного. Реально она будет готова к старту в лучшем случае к августу 2016-го.
Получается, кто-то опять в порыве излишнего подобострастия перед главой государства выдал желаемое за действительность! Значит, опять нас ждут сообщения об авралах и некачественно выполненных работах?
Где гарантия, что на этот раз строители соберутся и начнут работать ударно, невзирая на долги по зарплате, что пресловутые подрядчики перестанут воровать? Если этого чуда не случилось за весь предыдущий год, неужели теперь результат можно форсировать за четыре месяца?
Еще в конце 2014 года бывший глава Роскосмоса Олег Остапенко в разговоре с корреспондентом «МК» пояснял, что отставание по срокам строительства Восточного составляет три месяца. К июлю, согласно планам, ракета «Союз» должна была уже быть поставлена на стартовый стол для комплексных испытаний. К июлю! Весной я была на космодроме и своим глазами видела, что к приему ракеты на Восточном не готовы. В это же время вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий стройку, и слышать не хотел о переносе сроков первого пуска, стращал воров государственных средств: «Саботажа я не позволю. Голову оторву тем, кто украдет хоть рубль на космодроме Восточный». Никого не отпускал в отпуска, приказал всем ключевым людям работать на стройке: «Больше нет у вас «Москвы», больше нет у вас «Хабаровска». Все должны быть здесь». В общем, всем, наверное, было очень страшно... А чего стоила кампания с установленными на стройке Восточного видеокамерами, информация с которых в режиме реального времени поступала прямо в московский кабинет Рогозина! Увы, не помогли и они, сроки провалены. И даже отставание от графика почему-то увеличилось, спустя год строители вместо трех месяцев стали отставать от графика на четыре... Так каково же реальное положение дел? Знаком ли с ним куратор строительства космодрома Дмитрий Рогозин, обещающий успеть со стартом ко Дню космонавтики?
Как водилось у нас до недавнего времени в Роскосмосе, планы строились наполеоновские, деньги под них выделялись немалые, а в реальности через три-четыре года все о них как будто забывали. Главы ведомства менялись, федеральные программы переписывались заново. Но там, понятно, время работало на пожирателей бюджета, как в древней восточной притче про Ходжу Насреддина: за столько лет «либо ишак сдохнет, либо султан умрет». Но теперь-то нескольких лет у Рогозина точно нет, все происходит в реальном времени, у нас на глазах. На что он рассчитывает, не понятно. Ракете для испытаний требуется пять, а то и шесть месяцев. Однако ее до недавних пор не могли даже завести в МИК (Монтажно-испытательный комплекс), потому что он просто не был готов ее принять. Сейчас «Союз» уже в МИКе. Но до сих пор блоки его не расчехлены, так как в комплексе отсутствует так называемый предбанник, в котором составляющие ракеты перед сборкой должны пройти надлежащую обработку. К важным объектам не подведена тепломагистраль, нет воды... В городке Циолковский, где для обслуживающего персонала обещали возвести восемь общежитий, высится только два сооружения... В общем, если в День космонавтики в 2016 году наша ракета стартует с космодрома Восточный, то придется признать, что наша космическая отрасль еще способна на самоотверженные подвиги.