Современные симуляторы почти ничем не отличаются от живых пациентов. Например, тренажер для дыхательной терапии полностью имитирует дыхание как взрослых, так и младенцев (объем выдоха — от 2 миллилитров до 2,7 литра). На нем студенты и врачи могут отработать навыки искусственной вентиляции легких при различных заболеваниях. Тренажер в виде младенца позволяет выслушивать тоны сердца и легких у новорожденных. Этот малютка плачет, кричит, дышит; у него можно прослушать шумы в легких и в сердце. А еще он совершенно теплый, как живой. Бывают и другие «детские модели» — для ухода. Их можно купать, закапывать им в глазки и в ушки, удалять слизь изо рта и проводить катетеризацию.
Особым интересом пользовался роботизированный симуляционный комплекс по родовспоможению. Он имитирует любые роды: от нормальных до патологических, как естественные роды, так и кесарево сечение. Компьютер выводит на экран все параметры матери и младенца: пульс, артериальное давление и пр. Роженица в процессе кричит, разговаривает, хрипит, у нее бывают судороги. Внутри живота — плацента и пуповина. Специально для журналиста «МК» провели нормальные роды — ребенок родился доношенным, покашлял и даже начал капризничать.
Участникам конференции «Росмедобр-2015. Инновационные обучающие технологии в медицине» показали симуляторы для обучения операциям на коленном и плечевом суставах, для сердечно-легочной реанимации, имитирующие более ста заболеваний (у манекена не только бьется сердце, но даже пульсирует артерия). Особый интерес у участников конгресса вызвал сенсорный анатомический стол, на котором можно до деталей изучить человеческое тело, водя пальцем по экрану. Вот лежит мужчина, вот мы снимаем с него кожу, обнажаем сосуды и внутренние органы, «раздеваем» вплоть до скелета. Его можно повернуть и даже разрезать.
Как сообщила директор департамента медицинского образования и кадровой политики Минздрава Татьяна Семенова, сегодня во всех образовательных организациях Минздрава (таких 46) созданы симуляционные тренировочные центры. Кроме того, такие центры есть во всех федеральных центрах высоких технологий. Специалисты полагают, что такое обучение в будущем позволит российским медикам делать меньше ошибок. Эта тема сегодня актуальна для всего мира. Проведенное в США исследование показало, что после операций в больницах и дома умирает около 400 тысяч человек в год — это 16% от общего количества смертей в стране. Как предполагает председатель правления Российской ассоциации медицинских обществ по качеству Гузель Улумбекова, в России таких смертей не менее 300 тысяч. При этом половину из этих пациентов можно было бы спасти. «Врач не должен учиться на пациентах. Но сегодня, увы, система медицинского образования в стране хромает. Например, ординатура у нас короче, чем в других странах, а интернатуру с 2016 года вообще отменили», — говорит Гузель Улумбекова.
Специалисты уже давно говорили о необходимости создания в России системы непрерывного медицинского образования. По словам Татьяны Семеновой, у нас уже разработаны новые образовательные стандарты. Однако она признается, что не во всех регионах сегодня есть автоматизированные рабочие места, а уровень компьютерной грамотности оставляет желать лучшего. Так что для огромного количества российских врачей современные тренажеры попросту недоступны.