«Доктор Рен — единственный в мире человек, способный возглавить этот проект», – заявил Канаверо в ходе конференции в Харбинском университете, где работает его китайский коллега. Именно в клинике этого медучреждения и планируется провести саму операцию. «МК» связался с университетом, однако там заявили, что господин Рен пока не дает СМИ комментариев о предстоящем событии.
Напомним, что сам Валерий, страдающий спинальной амиотрофией Вердинга–Гоффмана и практически с рождения не встающий с инвалидного кресла, по-прежнему возлагает на операцию большие надежды, сравнивая ее с полетом на Луну. Пересадка головы на донорское тело является, по его мнению, единственным шансом на продление жизни.
Несмотря на то, что все мировые светила нейрохирургии высказались о заведомо провальном плане Серджио Канаверо восстановить полный перерыв спинного мозга (мировая наука стоит в самом начале пути решения этой проблемы), 12 июня Валерий вместе со скандальным хирургом участвовали в 39-й ежегодной научной конференции Американской Академии неврологических хирургов-ортопедов (AANOS). По словам наших медиков, половина хирургов покинули зал, когда Канаверо вышел к трибуне. Он заявил, что обладает биогелем, способным «склеить» нервные отростки спинного мозга так, что Валерий с пересаженным ему телом другого человека сможет полноценно двигаться.
Два месяца, прошедшие после конференции в США Каанаверо был в отпуске, а сразу по его окончании родил сенсацию, представив в Китае главного хирурга Рена Сяопина. Ранее Рену уже удалось провести несколько сотен опытов над мышами и достигнуть того, что животное с чужим телом выживало в течение суток после операции, сообщает китайский правительственный информационный ресурс china.org.cn, не уточняя, в каком состоянии животные проживали этот день.
Если трансплантация головы пройдет удачно, отметил в своем выступлении Канаверо, это может «изменить ход человеческой истории, позволив медикам решать ранее считавшиеся неоперабельными проблемы».
Пока в Китае строят планы, ни сам пациент Валерий Спиридонов, ни его пресс-секретарь Никита Барвенов во Владимире даже не слышали о китайской конференции.
- Иностранные партнеры непредсказуемы, - прокомментировал «МК» ситуацию Барвенов. - Я думал, что Канаверо до сих пор в отпуске, в Италии. У нас была договоренность обсудить последовательность наших последующих действий, когда он вернется, но он, видимо, решил самостоятельно навести мосты с хирургом Рен Сяопином.
По словам Никиты Барвенова, ранее с тем же Канаверо они обсуждали и участие российских хирургов в операции.
- Я сейчас как раз веду переговоры с ведущими нашими специалистами в области восстановления спинного мозга, - говорит помощник Спиридонова. - Поверьте, они оказались гораздо опытней европейца и китайца. Канаверо и Рен Сяопин по сравнению с ними - старшие научные сотрудники.
- Вы по-прежнему верите в то, что пересадка головы пройдет успешно?
- Мы не говорим о сиюминутном качестве жизни. Не знаю, какие технологии может предложить Рен Сяопин (сколько он там мышей загубил), но наши хирурги говорят о замене сегментов спинного мозга. Проводимость нервного сигнала в России уже достигнута, дело остается лишь за средствами, которые, увы, предоставляет не Россия, а Китай. Не знаю, какие там финансово-политические игры у Канаверо с Реном, но, мы — командные игроки, и, по-моему, лучше будет, если в операции будут участвовать и они, и наши специалисты. Но если надо, наши хирурги прооперируют Валерия и в России.
- У нас же, в отличие от Китая, запрещены подобные операции.
- В России любая операция возможна, если она будет необходима для спасения жизни человека.
Итак, голова программиста Спиридонова, которая пока, слава Богу, пребывает на своем месте, уже стала некоей разменной монетой в каких-то очень циничных международных играх. Об этом говорит и тот факт, что событие не оставили без внимания и британцы. «Участие китайского медика в операции, - отмечает, в свою очередь, издание «The Times», — сигнал Пекина о том, что именно КНР сейчас стоит во главе процесса решения таких амбициозных медицинских задач, как трансплантация головы.
Всем остальным, похоже, остается только с ужасом наблюдать за тем, как весь мир готовится к официально объявленному убийству.