Дмитрий Рогозин прилетает на космодром «Восточный» каждый месяц. Как обычно, только приземлившись на белом вертолете возле комплекса сборки ракет, зампред правительства отправился осматривать объекты, потом провел рабочее совещание с представителями Роскосмоса и Спецстроя России.
Несмотря на то, что журналистам присутствовать на нем не разрешили, об основных проблемах космодрома впечатления сложились еще во время осмотра площадок. Страсти накалены. Роскосмос спешит уложиться в срок, строители пока не попадают в график. Отставание по различным объектам еще приличные. К примеру, сдача одного из МИКов (Монтажно-испытательного комплекса) откладывается на 52 дня. Звучат драматические фразы про «точки невозврата», после которых, как ни крути, а сдача объектов и пуск первой ракеты окажутся под вопросом.
В числе основных причин отставания специалисты называют нехватку кадров. При потребности в 15 тысяч человек, на «стройке века» трудятся пока только 6 тысяч. Немного выручают студенты, которые обычно приезжают после летней сессии. В этом году они впервые приехали и зимой. 124 человека, но каких! Энтузиасты, глаза горят по-настоящему, в чем лично убедилась корреспондент «МК». «Постарайтесь, по возможности сдавать сессию в этом году экстерном - и к нам! Вы нам очень нужны», — призвал их во время встречи Рогозин. Потом добавил, что со строительными вузами будет договоренность о том, чтобы сдвинуть в этом году сессию на конец апреля. В мае нужно набрать необходимое количество помощников, примерно 1200-1400 студентов. Естественно, зампред правительства подчеркнул, что всё должно быть на добровольной основе и не во вред учебе. (к сведению, зарплата студента на «Восточном» начинается от 25 тысяч рублей).
Вторую причину затягивания сроков назвали спецстроевцы, в частности, зам.директора Спецстроя России Александр Мордовец посетовал на большой объем документации, который приходится оформлять строителям.
Так или иначе, но стройка продолжается. На стартовом комплексе уже начался монтаж технологического оборудования. Параллельно с ним Спецстрой завершает строительные работы на стартовом столе, в кабине обслуживания и башне обслуживания. За счет такого совмещения сроки строительства можно сократить на 2-3 месяца. Только всплыла ещё одна проблема. Строители после отделочных работ не успевают убирать мусор, а в пыли нельзя монтировать высокотехнологичное оборудование. «Так и хочется взять тряпку, помыть метров двадцать пола, чтобы все остальные делали также», — сказал в сердцах один из сотрудников Роскосмоса. «Вам что субботник что ли объявить для административного персонала?» — грозно спросил Дмитрий Рогозин, обернувшись к строителям. А затем привел пример того, как может быть полезен личный пример руководителя: «Не у всех же дети талантливые, вот у меня не очень, а потому в банк я его не устроил. Поехал он на завод, в Тулу. А там, в течение нескольких лет в подвале одного из домов скапливалась взрывчатка. В октябре прошла её кристаллизация и все отказались туда лезть. И сын сам пошел с ведрами, в течение месяца вынимал взрывчатку вместе с мальчишками. После этого он стал авторитетнейшим директором данного предприятия. Вот что значит личный пример. Он не такой талантливый, но я им горжусь». После таких слов всем собравшимся, кажется, стало понятно, что помывка пяти метров пола для ускорения темпов строительства космодрома — это не проблема.
В конце встречи Рогозин ещё раз повторил для всех: «Вопрос о пуске ракеты в декабре 2015 года не обсуждается». Тем, кто попытается сорвать сроки, зампред правительства пригрозил личной ответственностью.