Напомним, что на днях было объявлено о скором появлении в стране еще одной госкорпорации — «Роскосмос», в которую войдет и ОРКК. Так что прошедшее заседание стало первым с момента объявления об объединении. Оно началось с обсуждения пока не утвержденной правительством космической программы. По словам некоторых экспертов, проекты освоения Луны, которые в ней указаны, оказывается, не имеют четких перспектив, в них «отсутствуют предложения по транспортной системе, не прописано использование лунных ресурсов, нет фокусировки на создании лунной базы как основной интегрирующей задачи», что в итоге может привести к их закрытию.
Исходя из общего сокращения бюджета, большинство склонялись к тому, что подобные высокозатратные проекты, как и разработку сверхтяжелой ракеты-носителя, нам все-таки пока стоит отложить, а вместо этого сконцентрировать усилия на более насущном: наращивании спутниковых группировок для повышения обороноспособности, навигации и связи, повышении качества ракет-носителей, переходе на собственную элементную базу...
Одним из самых ярких стало выступление директора Центра космической связи «Сколково» Александра Крылова: «Мы ощущаем дефицит квалифицированных специалистов, у нас разрушена система гособоронзаказа». Оттого, по мнению Крылова, наша страна сильно отстает от других космических держав в деле наращивания орбитальных военных и гражданских космических группировок. А ведь оборона и связь должны стоять сейчас на первом месте. Весь мир развивает военно-спутниковые системы для войн будущего. Что же касается пилотируемой космонавтики, на нее, по мнению Крылова, следовало бы и вовсе наложить мораторий: «За 53 года полетов человечество осознало, что космос — это чужеродная среда. Никаких полетов на Марс не может быть! Человеческая особенность такова, что он сразу превратится в головешку: две вспышки на Солнце — и все! И кончайте вы это ненужное возбуждение публики: Марсы, Луны...»
Андрей Ионин — член-корреспондент Российской академии космонавтики им. Циолковского, не согласившись с Крыловым, заявил, что коль главным инвестором космической программы до сих пор остается государство — значит, оно и должно решать, как нам надо использовать космос. И тут же подсказал власть имущим идею: «Разговоры «догнать и перегнать кого-то» остались в 60-х годах. Сейчас надо со всеми решать проблему человечества, защиту от всевозможных катаклизмов, астероидов и прочее». По словам эксперта, это нужно сделать так, чтобы повысить внешнеполитический эффект нашего государства. Раньше основным нашим партнером в космосе были США, мы вместе работали на МКС и полагали, что это будет длиться вечно. Но теперь ситуация изменилась... «Мы по-прежнему живем вместе на станции, как в старой квартире с нелюбимой женой, — просто терпим друг друга».
Жаркие споры рвущихся в бой спикеров немного охладил директор департамента информационной политики ОРКК Игорь Буренков. Он напомнил присутствующим, что главные цели руководством космической отрасли уже сформулированы. Это упрочение тех позиций, которые еще являются для нас важными, и тех, в которых мы являемся лидерами. Буренков также отметил, что все опасаются централизации власти и финансов: «Всегда есть опасность, когда все сосредотачивается в одном центре, но прошу вас не забывать, что помимо этого также сосредотачивается и ответственность, в том числе и персональная, за выполнение программы».
Очевидно, ответы на все животрепещущие вопросы, которые были затронуты на заседании, в ближайшее время даст разрабатываемая космическая программа.