Веществами, которые легли в основу формулы нового лекарства, стали варацины, выделяемые морскими существами асцидиями. Эти очень маленькие животные, которые обычно прирастают к подводным камням и другим поверхностям. Их природные варацины очень токсичны, синтетический же их аналог лишили этого свойства.
Для апробации антидепрессантов существует основной тест: мышей с введенным веществом бросают в бассейн с водой и засекают время, которое они будут находиться в неподвижности от первичного шока. Мыши, получившие инъекцию, быстрее начинают «отмирать» и пускаются в плаванье. Так же произошло и с мышами, на которых опробовали новое вещество ТС-2153. Они начинали плыть гораздо быстрее контрольных особей, не получавших лекарство от депрессии. Впрочем, такая же реакция была у мышей и на другие аналогичные западные препараты. Но российский оказался совершеннее: он не вызывал негативных, побочных эффектов. К примеру, не снижал двигательную активность мышей и не повышал их тревожность, как это бывало при применении других лекарств. К тому же выяснилось, что препарат не обладает острой токсичностью.
Комментарий руководителя сектора генетических моделей нейропатологий Института цитологии и генетики СО РАН Александра КУЛИКОВА:
- Пока нельзя с полной уверенностью говорить о том, что ТС-2153 станет идеальным антидепрессантом для людей. Мы его испытали только на мышах, получили обнадеживающие результаты, которыми заинтересовались и наши американские коллеги. Но исследования продолжаются, - мы должны убедиться, что препарат не даст побочных эффектов и после 5-10 лет применения, только тогда он поступит в аптеки. Не исключено, что с помощью него нам удастся решить и некоторые актуальные сейчас проблемы освоения Арктики, где в условиях длинных полярных ночей выявляется больше сезонных депрессий.