Изначально мы планировали создать аж три установки для запуска «Ангары»: в Плесецке, на космодроме Восточный и на Байконуре. Однако казахи от нее отказались, предоставив свой стартовый комплекс «Байтерек» украинской РН «Зенит». В результате сейчас у нас есть комплекс для «Ангары» в Плесецке и строится на Восточном.
Во вторник буквально через 12 минут после старта, в 9.09 по московскому времени, орбитальный блок — он включает в себя разгонный блок (РБ) «Бриз-М» и макет полезной нагрузки (ПН) — успешно отделился от последней ступени «Ангары» и вышел на околоземную орбиту.
По словам сотрудника центра Хруничева, который комментировал старт прямо с космодрома, РБ должен был время от времени запускать двигатель, чтобы «подтягивать» макет спутника к геостационарной орбите, то есть на высоту 36 тысяч километров. Два включения специалисты «не видели», поскольку РБ находился вне зоны видимости, а с 12.26 вновь убедились, что все идет по плану. В 17.44 было совершено последнее включение, и разгонник со спутником оказались на геостационарной орбите.
Если бы спутник был настоящим, то он отделился бы от РБ и продолжил свое самостоятельное существование на орбите. На самом же деле, по словам специалистов, отделения не произошло. РБ «Бриз-М» отбуксировал болванку-спутник на нетрадиционную орбиту захоронения, которая расположена гораздо выше 36 тыс. км. Там макет полезной нагрузки не будет представлять угрозы для работающих спутников.
Напомним, что во время запуска «легкой» «Ангары» летом она ничего не вывела в космос. После отделения первой ступени вторая ее ступень с головным блоком, пролетев по баллистической траектории, упала на Камчатке.
Семейство РН «Ангара» включает в себя носители легкого, среднего и тяжелого классов с возможностью вывода полезной нагрузки массой до 35 тонн. Стартовавший во вторник вариант «Ангары-А5» уже превзошел «Протон» по мощности. Максимальная его грузоподъемность на низкую околоземную орбиту (200 км) составляет 25 тонн, тогда как у «Протона» она составляет 23 тонны. Если на более высокую, геостационарную орбиту «Протон» может выводить спутники массой 1,2 тонны, то «Ангара» — до 2,8 тонны.
СПРАВКА "МК"
Каждый универсальный ракетный модуль оснащается кислородно-керосиновым двигателем РД-191. Данный двигатель является экологически чистым вариантом в отличие от других типов двигателей, которые применяются на тяжелых ракетах-носителях и используют в качестве топлива высокотоксичный гептил (НГМД — несимметричный диметилгидразин).