— Чем же, кроме «археологической» ценности древнего «камушка», который не менялся со времен образования Солнечной системы, может быть полезен для нас этот опыт?
— Как ни странно, в нем должен быть заинтересован каждый из нас. Ведь астероидную опасность еще никто не отменял. То, как искусно удалось баллистикам из ЕКА синхронизировать «Розетту» с кометой Чурюмова–Герасименко, дает нам надежду: в будущем при возникновении опасности сближения Земли с крупным астероидом люди так же смогут точно «поймать» его в свои сети.
— А если конкретнее?
— Пристыковавшись, земной аппарат может запустить электрические двигатели и тем самым заставить астероид двигаться по другой орбите, не опасной для нашей планеты.
— В чем состоит главная сложность такой стыковки?
— В том, что за миллионы километров от Земли специалистам приходится сажать аппарат на такое же свободно летящее тело, не имеющее притяжения.
— Почему вы говорите только про астероиды? Сами кометы нам разве не угрожают?
— С того момента, когда мы поймем, что комета нам угрожает, нам уже не хватит времени организовать на нее 10-летний полет. Кометы очень непредсказуемы, более опасны, но, к счастью, не так часто встречаются в окрестностях земной орбиты. Просчитать возможное столкновение с более часто встречающимися нам астероидами реальнее.
— Можете рассказать, как вообще летела «Розетта», на каких двигателях, как ею управляли?
- Сначала напомню, что проект «Розетта» начинался очень давно, когда я был еще довольно молодым специалистом. Сначала его вели ЕКА (Европейское космическое агентство - «МК») и НАСА, потом осталось одно ЕКА. Старт несколько раз откладывали... Когда ракета все-таки стартовала в 2004 году, она сразу вывела аппарат на межпланетную орбиту, для чего понадобилась четвертая ступень ракеты-носителя. Он вывела зонд сразу на пределы земной гравитации. После аппарат летел по спирали, время от времени совершая гравитационные маневры — ускорения или торможения, пролетая мимо Земли и Марса.
Тот химический двигатель, который установлен на «Розетте», нужен был только для точечных включений для коррекции ее движения. Где-то около года назад аппарат «усыпили» из-за экономии электроэнергии. Полет продолжался по инерции. Весной же этого года аппарат вновь «разбудили», и он включился в работу. Тот факт, что он все-таки добрался до кометы Ч-Г, — это очень хороший результат работы небесных механиков.
— Кстати, посадка произошла в тот момент, когда комета была недалеко от Юпитера. Почему нельзя было «оседлать» ее на более близком расстоянии от Земли?
— Выбор расстояния для стыковки — это компромисс. На более близком расстоянии кометы от Солнца с ней было бы труднее «встретиться» зонду. Поскольку чем ближе к светилу, тем выше ее скорость (это зависит от особенности механики орбиты). Вторая причина встречи на более дальнем расстоянии заключается в том, что на удалении от Солнца ядро кометы успокаивается, перестает распадаться, а это, согласитесь, более комфортное условие для работы посадочного модуля.