- Гигантская яма в тундре возникла еще прошлой осенью, - пояснил Кизяков. - Первое, что приходит на ум, когда видишь ее, - ее мог образовать взрыв газа. Нам не терпелось побывать на дне, чтобы все выяснить, взять пробы льда. Летом, во время двух предыдущих экспедиций, нам это не удалось, поскольку там постоянно происходили обрушения. Сейчас все замерзло, и мы смогли совершить полноценный спуск. Я, директор Российского центра освоения Арктики Владимир Пушкарев, спасатель Ямалспаса Денис Кузуп и геофизик Алексей Шерстнев спускались вниз при помощи альпинистсткого снаряжения. Через 26-28 метров наши ноги коснулись дна. Перед нами предстало пространство примерно такого же диаметра — 24-26 метров. Внизу было очень тихо, и только ветер, завывавший вверху, нарушал эту тишину.
Надо сказать, что после спуска на дно версия ученых о взрыве газа почти потерпела фиаско. Обычно при таких взрывах воронки получаются конусообразные. А тут — что-то непонятное, - вверху — конус, а по мере углубления — образовался настоящий цилиндр правильной формы.
Ученые сразу приступили к сбору подмерзших ледяных образцов, - по ним надеются определить природу кратера.
- То, что он — не дело рук человеческих, это видно сразу, - поясняет Александр. - Газопровод пролегает в 4- х километрах западнее и никак не мог повлиять на образование данного углубления. В общем, теперь все надежды только на исследование льда. По предварительным данным, это так называемые пластовые образования, характерные для Ямала.
На сбор образцов у группы ушли сутки. Первопроходцам пришлось даже заночевать на дне гигантской ямы.
- Это была очень спокойная ночь, почти комфортная, если не считать слабого морозца, - вспоминает Кизяков. - Ребята, пытавшиеся работать здесь летом, говорили, что в теплое время года здесь было очень шумно от потоков подземных вод и обвалов. Теперь там очень тихо.