- Елена, каков ваш распорядок дня на станции?
-Наш день, как правило, начинается с 6 утра, а спать мы ложимся в 21:30. В эту зону входят рабочие часы: 8,5 часов. Иногда график меняется. Например, когда планируется выход в открытый космос. В течении рабочего дня мы выполняем различные эксперименты, обслуживаем системы, следим за состоянием станции, занимаемся спортом. Я давно мечтала, чтобы кто-нибудь изобрел телепортатор, раз - и ты на работе. И вот моя мечта сбылась. Я проснулась, открыла дверь каюты и .. уже на работе (смеется).
- Опишите, пожалуйста, эксперименты, которые вы выполняете или в которых участвуете. В чем их суть? Какой больше всего нравится?
-На нашу экспедицию выпало более 50-ти экспериментов. Это биологические, технологические, медицинские и многие другие. Из медицинских, недавно проведенных, например, «Биокард» - изучение деятельности сердца в условиях невесомости. Ученые изучают, как сердце меняет свое положение в невесомости и как оно работает. У нас на борту есть все необходимое для снятия кардиограммы, а специалисты принимают все данные в ЦУПе по телеметрии в прямом сеансе. Еще один из экспериментов, который мы выполняли на днях - «САЛИВА-И.ИММУНО». В специальных укладках находятся пробирки с ватными тампонами для отбора проб слюны, а также медицинские инструменты для забора проб крови.
Из технологических экспериментов расскажу о «Кулоновском кристалле». Я уже провела два исследования по данному эксперименту. Цель его - это изучение поведения геомагнитных заряженных частиц в геомагнитной ловушке. Обывателю это ни о чем не говорит. Но уникальность этого эксперимента заключается в том, что провести его в земных условиях невозможно, - только в условиях невесомости. Я считаю данное направление науки очень перспективным. Есть еще очень много интереснейших экспериментов, но не возможно рассказать обо всех них.
- В вашем видеоролике, который выложен на сайте Роскосмоса, вы демонстрируете ложечку с длинной ручкой. А как ею едите? Блюдо из пакета при этом не разлетается?
- Такая форма ложки обусловлена тем, что в рацион, помимо консервов входят сублимированные продукты питания в вакуумной упаковке: картошка, макароны, овощи. Они восстанавливаются горячей водой. Чтобы кушать эти деликатесы из такой упаковки и необходима такая длинная ложка. Как правило, еда не разлетается, но иногда она пытается ускользнуть, и мы ее ловим той же ложкой.
- Вы рассказываете в ролике о традиционной космической каше. Что это за каша?
-Я имела ввиду настоящую гречневую космическую кашу. Помните фильм «Джентльмены удачи»: «Так дети, берем космические ложки и начинаем есть... правильно, космическую кашу». Так что вы очень хорошо знаете эту кашу.
- К МКС недавно пристыковался грузовик «Прогресс», который привез для вашего экипажа много вкусненького. Поделитесь, - поменялись ли у вас на борту вкусовые ощущения? Что из продуктового набора вам нравится больше всего?
- Да, «Прогресс» привез очень много грузов: научную аппаратуру, укладку с экспериментами, воду, воздух, одежду, еду, посылки от родных и близких. Что касается вкусовых предпочтений, скажу однозначно: нет, мои вкусы не поменялись. Как я любила по утрам крепкий чай с молоком, так я его и люблю. Правда делать его на станции приходится самой. Я достаю два пакетика с чаем и помещаю их в пакет с сухим молоком. После добавления горячей воды получается более-менее сносный чай с молоком. Я крайне редко изменяю своим вкусам.
- Теперь немного о грустном. Как восприняли ваши коллеги — астронавты информацию о взрыве ракеты-носителя «Антарес»? Вы обсуждали это с ними?
- Взрыв «Антареса» - это очень большая потеря. У нас была возможность видеть все своими глазами по НАСА ТВ. Корабль, который выводился ракетой-носителем, должен был доставить на борт много продуктов, одежды для экипажа и еще больше - научной аппаратуры. Как вы думаете как можно воспринять такое событие?
Редакция «МК» благодарит за содействие в переписке с Еленой Серовой пресс-службу Роскосмоса.