Подозрения на двигатель, якобы возникли при анализе самого взрыва. Однако в самарское ОАО «Кузнецов», где он собирался, до сих пор не поступило приглашения на выезд специалиста для выяснения причин ЧП. Между тем, в официальном заявлении исполнительного вице-президента частной компании Orbital Sciences (производитель Antares) Фрэнка Калберстона — искреннее сожаление о случившемся. «Компания Orbital продемонстрировала свои удивительные способности во время первых двух миссий на станции в начале этого года, и мы знаем, что они могут повторить этот успех. Запуск ракеты является невероятно трудным делом, и мы учимся на каждой удаче и неудаче», - сказал Калберстон.
По его словам, во время аварии что-то пошло не так между 10 и 12 секундами в полете, но пока рано говорить о деталях произошедшего. Не все американцы склонны сразу винить российские двигатели, тем более, что агрегаты проходили предварительное тестирование и не вызывали у специалистов никаких нареканий. Наоборот, больше критикуют NASA за чрезмерное доверие частным компаниям. «Авария, которая произошла на космодроме Валлопс, безусловно, спровоцирует критику по поводу растущей зависимости NASA от частных американских компаний, - отмечает в своем материале Reuters. - Космическое ведомство платит миллиарды долларов компаниям Orbital Sciences и SpaceX (компания, которая также занимается производством космических ракет), чтобы реализовать поставки на МКС…». А британское издание The Guardian в своем материале отмечает, что, вероятно, катастрофа на стартовой площадкой в Вирджинии «защитит использование старых советских ракет, чтобы заполнить пробелы в американской космической программе».
Не факт, что данный случай положит конец «Антаресу», - скорей всего, по словам экспертов из российской космической отрасли, в данном ЧП имел место частный случай, человеческий фактор, и после выяснения причин, Orbital возобновит пуски. Но что касается российских ракетных двигателей, созданных в 60-х годах прошлого века, - без них американцам точно в ближайшие годы не обойтись.
Примечательно, что двигатель НК-33, который был установлен в первую ступень «Антареса» предварительно создавался для советской ракеты-носителя Н-1, которая должна была лететь на Луну, и сохранился просто чудом. В 1974 году, после того, как лунная программа была свернута, руководству Куйбышевского научно-технического комплекса под руководством Николая Кузнецова был дан приказ уничтожить весь задел двигателей НК-33. Однако академик не смог «убить» свое детище, - НК-33 на десятки лет опережал время, на его создание было потрачено очень много сил и средств. Николай Кузнецов на свой страх и риск спрятал двигатели. Они пролежали в законсервированном виде на складах больше 20 лет и уже после перестройки, в 1991 году были представлены общественности на международной выставке. Специалисты были поражены, - раритет из 60-70-х годов оказался современней разработок 90-х! Немудрено, что компания Aerojet тут же заключила контракт на поставку 40 таких двигателей для использования на американских ракетах-носителях. Конечно, потребовалась их частичная модификация для РН Antares, и после добавления американской электроники НК-33 первратилась уже в AJ-26. Два из таких двигателей и были установлены в первой ступени взорвавшейся ракеты.
-То, что американцы до сих пор используют наши старые двигатели, только говорит об их высочайшей степени надежности, - комментируют случившееся в космической отрасли. - Известно, что первую ступень ракеты изготавливало украинское предприятие КБ«Южное», они и двигатели устанавливали. Возможно, что имела место ошибка во время монтажа, а может взрыв случился вне двигателя, в системе подачи топлива. Ведь для этого достаточно лишь разгерметизации трубопровода.
Что же погибло при взрыве? Приборы для проведения химического анализа веществ, образующихся при сгорании метеоритов в атмосфере, а также некое секретное шифровальное оборудование. В западной прессе упоминаются также крабовые котлеты, которые вез Cygnus специально для бортинженера из Мэрилэнда Рида Вайзмана.
Впрочем, как заверили нас российские специалисты, отвечающие за поставку продуктов питания и одежды на МКС, голодать американским членам экипажа не придется. Даже если новый грузовик не подвезет для них провизию, на борту есть запас всего необходимого на несколько месяцев вперед. Члены российского и американского экипажей всегда готовы поделиться друг с другом необходимым. В частности, были случаи, что американцы делились с нами батарейками, а мы угощали их едой из своих наборов. Что касается одежды, ее российская сторона поставляет без запаса. Однако в случае чего, найти дополнительный сменный комплект можно, - неиспользованные иногда остаются от предыдущих экипажей.
Между тем
Грузовой российский корабль «Прогресс М-25М» успешно стартовал 29 октября по направлению к МКС. А вскоре успешно пристыковался к станции. Несмотря на то, что оба корабля стартовали почти одновременно, при подлете к станции проблем со стыковкой не произошло бы. Наш, чье время в полете составляет всего 6 часов, должен был пристыковаться раньше американского на 4 дня.