— В последние годы заметно возросла доля аварийности продукции нашей космической отрасли. По причине всевозможных сбоев в работе ракеты-носителя «Протон-М» только за последние четыре года произошло шесть (!) ЧП. С чем это все-таки связано и намерены ли вы менять систему обеспечения качества?
— Сейчас ОРКК разрабатывает масштабную программу повышения качества и единые стандарты качества для всей отрасли, которые будут соответствовать международным аналогам. Кроме того, в рамках этой работы предполагается ввести единые стандарты не только для предприятий отрасли, но и для поставщиков и соисполнителей.
— А сейчас они выполняют заказы, не подчиняясь стандартам?
— Просто сейчас они могут поставлять нам продукцию в соответствии со своими техническими условиями, которые нас не всегда удовлетворяют. А если такой поставщик еще и монополист, то тут возникают проблемы, которые мы будем решать путем изменения нормативной базы.
— Специалисты считают, что нашей промышленности не хватает обратной связи на заводах: от рабочих — к разработчику проекта или главному конструктору. Наказывают «крайних», а между тем «собственник процесса» даже не знает, что привело к сбою в работе его прибора.
— Одним из элементов нашей новой политики как раз является реорганизация института уполномоченных по контролю качества выпускаемой продукции. Его представители будут осуществлять всеобъемлющий контроль особо ответственных и критичных операций на всех этапах изготовления ракетно-космической техники. Выявлять брак и корректировать работу будем более оперативно.
Помогать уполномоченным по качеству будет расширенная система управления жизненным циклом продукции. В частности, мы намерены обязательно вести в цехах производства аппаратуры и окончательной сборки фото- и видеозапись процесса выполнения особенно сложных и ответственных операций.
— Недавно в ГКНПЦ им. Хруничева была разработана система, согласно которой премии, которых были лишены работники, допустившие брак, начислялись сотрудникам, этот брак обнаружившим. Не кажется ли вам, что этот метод может привести к повальному сведению счетов на предприятиях, излишнему озлоблению рабочих?
— Ракетно-космическая техника — это сложная техническая система, и гарантировать абсолютное отсутствие брака мы вряд ли сможем. Наша задача — снизить риск его возникновения до приемлемого уровня. Мы заинтересованы в максимально раннем выявлении несоответствий, чтобы уменьшить затраты на устранение. Исходя из этого, считаем, что только карательные меры в данном случае неэффективны. Надо сделать так, чтобы рабочий, допустивший брак, не был заинтересован в его сокрытии. А служба обеспечения качества, укомплектованная высококвалифицированными специалистами с достойной зарплатой, надлежащим образом контролировала процесс создания космической техники.