В прошлом году в 20 км от Ставрополя исследователи случайно сделали уникальные открытия периода расцвета Скифии в кургане, который, казалось бы, не предвещал ничего особенного. Дело в том, что на этой территории работы проводились уже в течение многих лет — было раскопано несколько десятков курганов. В основном это курганы эпохи бронзы. И казалось, что и этот курган высотой немногим более 3 метров ничего в себе не таит. Между тем….
— Памятник я не буду называть пока — его исследование продолжается, а «черные копатели» не дремлют... Укажу только район — Шпаковский, — посвящает «МК» в научные тайны Андрей Белинский, руководитель ГУП «Наследие» (открытие принадлежит именно его исследователям). Пока неизвестно, к кому эти золотые шедевры «прилагались». Они были спрятаны на периферии кургана, в тайнике, а сам курган был полностью "выграблен". Свидетельство тому — огромная яма. Но парадокс — золото как-то и не заметили...
В «секретном» каменном ящике оказались: гривны, перстень и сами шедевры древней торевтики. Самая крупная находка (на фото выше и ниже) - предмет конусовидной формы со сценами: с одной стороны — два грифона терзают жеребца и с другой — два грифона терзают оленя. «Работа невероятно тонкая, — водит пальцем по поверхности находки археолог Белинский. — Эти вещи первично можно датировать V–IV веками до н.э.».
Самое удивительное, что историки ранее считали, что на территории Ставрополья находок периода, к которому принадлежит найденное золото, быть не может. Однако удача команды искателей под руководством Белинского опровергла эти предубеждения. Теперь стало понятно, что на территории Ставропольской возвышенности есть скифская культура, которая соотносится с широко известной в Крыму.
Найденные на юге России археологами древние работы по золоту невероятно высокого качества: на изделиях можно разглядеть мускулатуру у людей и сделанные насечками пятна на шкуре у оленей — так неизвестный мастер обозначал вид этого животного. Золотых дел греческие мастера выделили у грифонов и у оленя отчетливые половые признаки.
На втором шедевре торевтики мы видим три парные фигуры, формирующие батальную сцену. У воинов можно рассмотреть складки на одежде, швы, обувь, типы луков и колчанов. В нижней части «картины» еще две фигуры. Один лежит, а у второго, по всей видимости, отсечена голова (рядом с ним лежит, вероятно, скальпированный череп). Ярко выражен и образ одного участника сцены — лицо пожилого человека испещрено филигранными морщинами, а голова "украшена" тонко проработанной прической.
— Как специалисты интерпретируют эти изображения?
"Белинский нашел мечту жизни" - археолог В.Трифонов в частной беседе с автором статьи.
Совершенно точно — это два ритуальных предмета. Один из них это своего рода скифская «чаша Грааля». Изображения грифонов, терзающих оленя и жеребца, скорее всего, связаны с нижним уровнем скифской модели мира. То есть с подземным миром. Один из наиболее реальных вариантов толкования — это описанный еще греком Геродотом сюжет из скифской мифологии о возвращении скифов из походов по Передней Азии, когда их встретили дети, нажитые женами с рабами в их отсутствие, вследствие чего произошла схватка скифов с собственными рабами. Но помимо лежащего на поверхности пикантного сюжета может быть гораздо более глубокая интерпретация изображений. Одно несомненно: шедевры древней торевтики, выполненные настолько искусно, бесспорно достойны оказаться в первой десятке известных золотых шедевров скифского искусства, которые хранятся или хранились в Гохране в Киеве и которые были найдены на территории Украины в период Советского Союза.— Как эти предметы могли использоваться при жизни?
— Эти два ритуальных предмета использовались в очень специальных церемониях: они, несомненно, могли применяться жрецами высочайшего уровня. Все говорит о том, что, скорее всего, они принадлежали царю или номарху, который одновременно являлся и верховным жрецом — в скифской культуре совмещение этих функций естественное явление.
— Когда вы собираетесь знакомить общественность с этими удивительными артефактами?
— Первый этап — изучение вещей. Делается химический и другие анализы находок, которые уже дают нам
"Если бы я не знал тебя лично, я бы подумал что это - какое-то недоразумение" - питерский археолог Ю.Пиотровский в разговоре с А.Белинским про новые находки.
многообещающие данные. В дальнейшем находки ждет процедура, необходимая для Государственного музейного фонда, — это их апробация и так далее. В дальнейшем эти вещи выйдут уже на публику.Но даже в Эрмитаже или любом другом музее подобные драгоценности показываются не в открытом экспонировании, а в специальной кладовой с определенным режимом.
По словам Андрея Белинского, «теперь никакая выставка по скифскому золоту не будет полной без этих вещей: ведь такие предметы можно пересчитать по пальцам. Все они обогатили сокровищницу Государственного музейного фонда России и мира».
Фильмы о скифах:
Призраки далеких эпох. Сибирские скифы. Часть первая и вторая.
Скифы. Открытия советских археологов