Что мы знаем о творческом потенциале человека? Это нечто абстрактное и бессистемное, управлять которым мы пока не умеем. Между тем именно на раскрытии талантов молодежи, как главного потенциала общества, заостряют сейчас внимание властные структуры многих стран. Бизнес-модель общества, - это уже не актуально. Инновации, человеческий потенциал, — вот, на что надо делать ставку в современном мире.
В России, похоже тоже это поняли. По информации, озвученной членом общественной палаты и доверенным лицом президента Анной Бухало, в этом году при содействии Министерства экономического развития РФ стартовал проект по развитию молодежного творчества. В рамках проекта в 13 регионах России, а именно в таких крупных городах, как Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, Астрахань, Белгород Ульяновск, Иркутск и др. уже созданы Центры научно-инновационного творчества молодежи. Они должны формировать творческий потенциал. Но вот в чем загвоздка: центры есть, а системы по которым должны в них заниматься с молодежью, еще не выбраны. По сути, для того, чтобы обсудить наиболее перспективные методики, систематизировать подход к проблеме и был собран Круглый стол в Общественной палате РФ.
- Нет способа раскрыть творческий потенциал лучше, чем подходить к учащемуся индивидуально, - высказал свое мнение по данному вопросу член-корреспондент РАН Владимир Арлазаров.
Не так давно Владимир Львович, будучи главным тренером российской сборной по спортивному программированию (есть такая дисциплина, в которой важны не быстрые ноги, а гибкий ум), впервые вывел ее в финал международного чемпионата. При этом ученый подчеркнул, что в команду ребят отбирали из самых обычных студентов МИСИСа. Единственным критерием отбора было их желание участвовать и побеждать. А затем начались усиленные тренировки, как в спорте: по много часов в день. При этом подход к каждому был индивидуальным, опять же, как при подготовке к настоящим олимпийским играм.
С принципами Арлазарова согласился Валерий Кривцов - декан факультета инноваций и высоких технологий МФТИ. Он рассказал, что благодаря примерно таким же принципам персонального подхода к каждому студенту на физтехе после 5 курса рождается по 3-5 стартапов. «Но что очень важно отметить, - говорит Валерий Евгеньевич, - сначала надо дать студенту инженерную подготовку, а потом азы предпринимательства, его стимулирование, а не наоборот».
А вот президент Национальной Ассоциации инноваций и развития информационных технологий Ольга Ускова предложила более революционный метод, связанный с высвобождением у молодого изобретателя или предпринимателя бессознательного.
- Сегодня мы начинаем революцию, - начала Ольга Анатолиевна. - На днях в кризисном штабе Путина обсуждали падение экономического уровня страны. Никто не мог предложить креативный выход. А у нас есть вполне конкретное предложение, причем основанное, на потенциале изобретений советского времени. Что же это за предложение?
Инноваторы решили воскресить старую Теорию всеобщей контактности (ТВК), разработанную еще в 50-е годы прошлого столетия художником Элием Белютиным. За время работы созданной им студии появилось около 500 художников и дизайнеров, из которых человек двадцать на сегодняшний день являются основателями и лидерами существующих направлений современного искусства. Это Владислав Зубарев, Вера Преображенская, Александр Панкин и многие другие. Теория помогла им посмотреть на мир и научиться изображать его с совершенно неожиданных сторон.
Но где связь между художниками и инновационными разработками? - Спросите вы. Оказывается, метод Белютина универсален для всех областей, где необходимо приложения творческой мысли: в информатике, в инженерных науках, при поиске новых подходов в предпринимательстве.
- У человека есть три уровня мышления, - последовательно объясняет суть Теории Ольга Анатолиевна. - Первое - сенсорное. Это просто, накопление информации посредством органов чувств. Оно начинается еще с утробы матери. Второе — динамическое мышление, основанное на оперативной памяти. Дальше идет наш «архив» или наша долговременная память или подсознание, - как хотите это называйте. Динамическое мышление периодически обращается к «архиву» за «справками». Быстрое и своевременное получение нужной информации и применение ее в новых условиях - и есть озарение. И чем эффективней получается у некоторых этого достичь, тем с большей уверенностью мы называем их гениями. Получается, гений - это человек, который научился попадать в нужную область мозга оригинальным путем, делать это быстрее и точнее окружающих.
Именно эту работу мозга и взялся в свое время совершенствовать художник Белютин у своих учеников, вырабатывая в них способность к озарению.
Один из примеров урока по методике Белютина. Человек стоит лицом к мольберту. Преподаватель, не предупреждая его заранее о теме урока, вдруг говорит: «Нарисуйте то, что у вас за спиной. У учеников — первый шок, они испугались, ведь они не готовы, а многие и не задумывались никогда о том, что находится у них за спиной. Но им надо срочно, не оборачиваясь изобразить то, что их просят. Потом задание меняется: «Создайте яйцо!». И через некоторое время: «Теперь надо его испортить!» Один рисует ломаные линии, другой — сгнившие внутренности... Таким образом Белютин стирает грани и расширяет пространство.
- Как вы думаете, почему и математики, и физики часто обращаются к искусству и в частности, к живописи? - спрашивает Ускова. - И сразу объясняет: дело в том, что с 3-х лет ребенка учат четким, логичным понятиям, к примеру: «стена - твердая», «трава - зеленая». К 18 годам, у человека формируется в голове стандартная система мира, от которой потом очень трудно отойти в сторону. А ведь для изобретения нового это просто необходимо! Вот для того, чтобы немного выйти «за рамки», человек должен уметь расслаблять свой мозг, возвращая его, в некотором смысле в первозданное состояние.
- Как решить уравнение? Нужно озарение, нужно переключить мозг на нечто абсолютно другое, абстрактное, нарисовать несуществующий образ, после чего решение придет само собой. Программа Белютина — как раз тот самый инструмент, который позволяет тренировать оригинальное мышление регулярно. Тогда человек научиться входить в состояние озарения быстро, буквально по требованию.
- Есть ли хорошие результаты применения ТВК в обучении студентов технических вузов? - спрашиваю я Ускову.
- С инженерами мы еще не работали, а вот программисты и математики, прошедшие курс обучения Теории всеобщей контактности у нас есть. Это наши молодые ребята (Ускова, помимо всего прочего является президентом столичной IT-компании — Н.В.). Мы вырастили их специально для себя, и у них уже есть оригинальные проекты, к примеру касающиеся машинного зрения. Сейчас хотим создать пилотный проект школы, работающей по системе Белютина на базе МИСИСа. Надеемся, что это заинтересует работодателей, и впоследствии финансирование обучения на подобных курсах будет осуществляться за их счет.
- А как насчет школьников? Им подошла бы эта система?
- В школе Белютина занимались детишки с 4-х лет. За их видением абстракции взрослым еще не угнаться... Но на развитие этого направления нужна уже поддержка государства. Пока, чтобы получать более быстрый результат мы намерены работать с подающими надежды выпускниками вузов.