Все-таки недооцениваем мы наши старые кадры. Мало встречаемся с ними, - лишь по каким-то знаковым дням, типа сегодняшнего Дня космонавтики. А зря. Некоторым из сегодняшних деятелей не мешало бы послушать то, что говорят старейшины. Вот такой своеобразный совет и собрался накануне праздника в знаменитых Подлипках (старое название г. Королева), в колыбели нашей космической отрасли, где работали Сергей Королев и Валентин Глушко. Многие из собравшихся знали титанов отечественного ракетостроения лично, вместе работали.
«Человек создал автоматику – он бог»
Сначала нынешний глава корпорации Виталий Лопота рассказал ветеранам о повестке дня предприятия, о его загрузке на 130 процентов, о том, как идет работа по созданию нового пилотируемого корабля, нового узлового модуля для Международной космической станции. Он выразил надежду, на то, что их детище – по сей день самая мощная ракета-носитель «Энергия», работы по которой были свернуты в 1992 году, может быть снова запущена в космос.
- Это правильно, хорошо, - одобрил Олег Дмитриевич Бакланов, - человек, руководивший космической отраслью (Министерством общего машиностроения-МОМ) в 80-е годы. Как раз при нем и создавалась ракета «Энергия», первый корабль-челнок «Буран». Бакланов был членом ГКЧП, за что полтора года отсидел в «Матросской тишине», а после был амнистирован. Сегодня он - председатель Совета директоров корпорации ОАО «Рособщемаш».
Об этой корпорации, а точнее о ее главе — своем бывшем заместителе по МОМу Артуре Усенкове Бакланов с присущей ему прямотой и точностью сказал следующее: «Благодаря Артуру Владимировичу, с нами не случилось того, что произошло в Югославии, которую разодрали на части и распотрошили. Благодаря ему, мы сейчас имеем все то, что стоит на боевом дежурстве. К примеру, ракету «Сатана» которая имеет 10 боевых целей, 40 ложных, а ее готовность к пуску составляет всего 30 секунд».
Затем хозяин «круглого стола» представил бывшего генконструктора своего предприятия Вахтанга Вачнадзе, - человека, работавшего плечом к плечу с Валентином Глушко. А Олег Дмитриевич нашел и для него несколько очень метких дополнительных характеристик: «Это человек легенда, о котором, если начнешь рассказывать утром, закончишь только на следующий день. На нем можно продемонстрировать дружбу народов, которая была в СССР. Это великолепный организатор и хороший человек... А сейчас гастарбайтеры приезжают, и мы с ними обращаемся как с животными, эксплуатируем их — как нам не стыдно! А потом, посмотрите, как они живут: в подвалах, на чердаках. Это все власть, которая преследует одну цель — наживу».
Следом очередь настала представлять еще одного соратника Глушко - Бориса Ивановича Каторгина, гендиректора НПО «Энергомаш».
Виталий Лопота: На плечах Бориса Ивановича мы удержали наше машиностроение. Благодаря ему, был создан 800-тонный двигатель, который до сих пор никто не смог повторить. В 1980 году такой двигатель уже встал на огневое испытание, в 1985 году уже полетел на ракете-носителе «Зенит». Американцы в 94-м году признавались на большом аэроскосмическом конгрессе: русские обошли нас как минимум, на 10 лет в двигателестроении.
Олег Бакланов: Он (Борис Каторгин) - единственный академик- «бизнесмен», который торгует с Америкой. Продает (двигатели), а они с удовольствием покупают за свои доллары. (Обращаясь к Каторгину) Ты бери с них золотом! А наши правоохранительные органы его еще к ответственности привлечь хотели. Я, как бывший министр его защищал: «Что ж вы делаете, так вы всех людей угробите, - кто работает, кто думает!».
Затем Олег Дмитриевич перешел на критику: « А вот я могу теперь в адрес хозяина сказать (обращается к Виталию Лопоте): ваша организация не использует весь потенциал, который дает этот двигатель. Мы 20 лет тому назад вывели на нем в космос 100 тонн… Где сейчас подобные результаты?
Не успел Виталий Александрович, который не один год пытается убедить всех в целесообразности возрождения тяжелой ракеты, что-то сказать, как Бакланов (не скажешь, что ему уже за 80 перевалило) уже сам ответил за него:
- Нашим политикам надо объяснить, что не надо плодить олигархов, а надо взять деньги у олигархов и отдать на ракетостроение, на то чтобы сроки поджать. Потом поздно будет...
Дальше разговор перешел на корабль «Буран», который, собственно, та мощная ракета «Энергия» с супердвигателем и выводила в космос. Тут все стали чествовать Бориса Александровича Соколова — еще одну легенду двигателестроения, с которым «считается весь мир». Он сделал такой двигатель, который после всех «кульбитов» «Бурана» все-таки смог его успешно посадить.
В. Вачнадзе: «Ты не подведешь», - спрашивал я его (Соколова). — «Нет, не подведу!»- отвечает.... Когда точка в небе появилась, мы еще не понимали, что это возвращается «Буран». Он выполнил все глиссады, повернулся и спустился. Он летел в автоматическом режиме.
О. Бакланов: Да автоматика – большое дело. Почему сейчас «Эйрбазы» или наши большие самолеты не оборудуются автоматическими системами посадки? До сих пор пилот берет управление на себя. А мы посадили машину без пилота(!) на автоматике. Руководства авиакомпаний из-за этих копеек думают, что сильно сэкономят на человеческих жизнях. Вот Королевская идеология делала упор на автоматику всегда. Человек создал ее, - он бог,- он должен подстраховываться в экстремальных ситуациях. К сожалению, мои слова сейчас - голос вопиющего в пустыне. Наши технари делают чудеса, но их держат на голодном пайке.... (Неожиданно Бакланов снова оборачивается к Лопоте, переходя от темы автоматики к организационным вопросам) Вот сейчас вы сказали, что имеете загрузку предприятия в 130 процентов? А мы привыкли так работать в космической отрасли, чтобы была двойная, тройная перегрузка. Надо делать все в темпе. Мы теряем время!
В. Лопота (Со снисходительной улыбкой, но старательно поддерживая взятый Баклановым деловой тон): Возражаю. В КИСе (Контрольно-испытательная станция — Авт.) ночные работы не допускаются. Цена ошибки будет очень большой.
О. Бакланов: Не знаю, мы работали круглые сутки, и все было нормально!
В. Вачнадзе : У нас весь завод четыре года работал по полторы смены, когда делали «Энергию-Буран».
На этой золотой середине «производственная» тема была завершена.
«У нас есть две угрозы — сникерсы и астероиды»,
Дальше руководитель корпорации обратил внимание собравшихся на дела настоящие, на то, как продвигаются иностранные конкуренты: «НАСА готовит сразу несколько кораблей: «Орион», «Дракон», который к 2017 году будет пилотируемым. Компания «Боинг» тоже к 2017 году обещает построить корабль, параллельно разрабатывает свой корабль Китай.
О.Бакланов: Ну так они не спят! Они напечатали доллары и делают, а мы - с протянутой рукой.
В. Лопота: Но и у нас есть мощнейший интеллектуальный задел, — спасибо вам, дорогие ветераны.
Ветераны данный факт оспаривать не стали. Решили, что пора бы потормошить и журналистов:
-Я хочу сказать пишущей братии, обратился к нам бывший министр МОМ, - надо долбить нашим обывателям: мы как человечество теряем время. По прикидкам ученых, раз в две с половиной тысячи лет Земля сталкивается с (крупными) астероидами. Это приводит к тому, что человечество погибает и начинается новая его интеграция. Согласно данным, которые имеют ученые, мы — не первая цивилизация. Нам надо консолидировать силы всего нашего земного общества и думать, как спасти Землю от новой разрушительной встречи. Если грубо говорить, мы должны четко наблюдать, где находятся астероиды и знать, когда они прилетят. Сейчас (имея в виду челябинский метеорит) наша система не предупредила нас. Чтобы этого не повторилось, надо делать работу всем миром, сообща. Наша задача – разбудить мир от спячки. Мы ссоримся, воюем, а надо собирать силы, чтобы противостоять угрозам из космоса. Мы погибнем, если этого не сделаем! Мы погибнем из-за собственной глупости, если допустим ядерную войну или катастрофу от астероида. Я об этом говорю, но, к сожалению, не получается достучаться до здравого смысла.
А.Усенков: Есть еще одна угроза, о которой в свое время говорил академик Владимир Федрович Уткин. Он был очень интересный человек. Так вот он говорил: Первая угроза — это сникерс…
Б. Каторгин: А сникерсы -то причем?
А. Усенков: Когда пошла демократия, вседозволенность, тогда вся промышленность, вся наша отрасль были брошены. Все только: купи-продай, сникерсы… Понятно? Ну а вторая угроза, которую выделил Уткин, - это астероиды.
В. Лопота: Думаю что сейчас после челябинского метеорита многие задумаются об угрозе из космоса, сядут лучшие инженеры России, США, Японии и придумают, как защитить Землю.
О. Бакланов: Мы живем, как в лесу. Каждый из вас видел муравейник. Если вы приблизитесь к муравейнику и обратите на себя внимание, то муравьи встанут в определенную позу и станут выбрасывать свою муравьиную кислоту, чтобы защититься. А мы, человечество, не можем свою защиту организовать.
В. Вачнадзе (смеется): — У нас кислоты нет.
О. Бакланов: Да есть, — злость есть!... Есть мозги и потенциал. Нельзя сидеть, как жлобы. Вот ушел из жизни миллиардер, - вы знаете, о ком я говорю. Ну и что? Что он оставил после себя? Доброе имя? - Нет. Одной жене - машину, второй - дачу третьей.. .Я уж не знаю, сколько их у него... И что из того?
В. Вачнадзе (многозначительно): — А ведь кончил он Лесотехнический институт...
-Все мы прожили великую историю, историю СССР. Она покажет любым странам, человечеству, как надо поступать, и чего нельзя делать, - резюмировал беседу Виталий Лопота.
- Я думаю, что не надо делать глупости, - только справедливость, и братство, - уточнил Олег Дмитриевич Бакланов.
Академик - «коммерсант»
Перед отъездом из Королева я взяла интервью у того самого академика РАН Бориса Каторгина, который наладил продажу двигателей американцам.
-Борис Иванович, вы всю жизнь занимались двигателестроением, были соратником Валентина Глушко. Вспомните самые яркие случаи, связные с Валентином Петровичем.
-Я почти 53 года проработал на одной фирме. Сейчас она называется НПО Энергетического машиностроения, находится в Химках. Все встречи с генеральным конструктором, именем которого сейчас названо наше предприятие, были яркими. О нем можно сказать: был красивым фанатиком освоения космоса. Он увлекся этой темой с самых юношеских лет. Валентину Глушко было около 15-ти, когда он написал свой первый труд об освоении планет с помощью ракетных систем.
- Так кто же, все-таки из них был прав - он или Королев в вечном их споре по поводу компонентов ракетного топлива?
- Я думаю, что этому спору был придан слишком бытовой оттенок. На самом деле они всегда работали вместе, создали знаменитую «семерку» (ракету «Р-7» – Авт.), модификации которой назывались: «Восток», «Восход», «Молния»… Она претерпела множество модификаций и летает до сих пор. Именно благодаря Королеву с Глушко.
- Расскажите про ваш «коммерческий» проект.
-Был январь 1992 года. Ваш покорный слуга - генеральный директор -генеральный конструктор «Энергомаша» оказывается в состоянии, когда госзаказ на разработку двигателей отменен, - все обнулилось, работы нет.
Тогда я обратился в правительство, к Ельцину. «Что делать?» - спрашивал я их. - Если не будет у нас работы, фирму придется закрывать, а если фирму закроют, то никто никуда не полетит. Все двигатели (наша серийная продукция делалась в то время на авиационных заводах) в полет подписывает или не подписывает генконструктор в нашем КБ, а если не будет «Энергомаша», то и принимать решения будет некому. В общем, если в нашей стране нет заказов, сказал я, — открывайте нам выход во внешний мир.
-Открыли?
- Были два постановления правительства и указ президента, которые разрешили нам открыть свои разработки для внешнего мира. Иностранные специалисты были сильно удивлены, - они не знали, что мы так далеко продвинулись. Они поняли, что наши двигатели - лучшие в мире по всем параметрам.
-Какие двигатели пошли на импорт?
-Они увидели наш 800-тонный двигатель. «Нет, - говорят, нам, конечно, такой мощный не нужен, нам бы половинной тяги – тонн на 400 для ракеты «Атлас»». После этого мы сделали проект двигателя РД-180 и в 96-м году 13 января победили с ним в конкурсе среди американских разработчиков. Быстро начали производство. - 24 мая 2000-го года наш РД-180 совершил первый полет. Сегодня из 65 двигателей, которые мы поставили в США, 40 успешно улетели в космос. За счет этого заказа фирма выжила, получила финансирование, рассчиталась с долгами, стала платить зарплаты сотрудникам. Потом мы приступили к новым разработкам, в том числе стали создавать двигатель для ракеты «Ангара». Таким образом, начиная с 1992 года, когда в стране почти ничего не работало, мы создали два новых двигателя.
-И после всего этого вас хотели наказать?
- Находились люди, которые говорили: «Как это вы американцам продаете наши двигатели?!» - А мы – им: «Пожалуйста, - постановление Черномырдина первое, постановление Черномырдина — второе, приказ Президента». Все было согласовано. Потом, наоборот, говорили, что нам памятник надо поставить, Государственную премию дали.
- А что если в США скопируют и сами станут по нашим схемам выпускать такие же качественные двигатели?
- Они хотели еще тогда воспроизвести аналог нашего двигателя, на котором тогда летал «Союз». Но когда поняли, что для этого им потребовался бы миллиард долларов и 10 лет, отказались от этой затеи и решили, что лучше покупать готовый у нас. Таким образом мы стали единственным предприятием в стране, которое продает американцам высокотехнологичный продукт с огромной добавленной стоимостью. Кто бы говорил, что русские могут только лапти делать…
Нужен ли нам космос?
Данные опроса "Левада-центра", проведенного 22-25 марта 2013 года среди 1,6 тысячи человек в 130 населенных пунктах страны.
Число россиян, которые считают Россию лидером в области освоения космоса, упало за два года почти вдвое (с 51% в 2011 году до 35% в 2013 году). При этом каждый второй в России, считает, что нам следует расширять программы освоения космоса, и только 5% — что сокращать. Ничего не менять в этом направлении предлагают 38% респондентов.
Смотрите видео МК.ТВ. Дети боятся идти в космонавты: для жизни опасно