Состояние рассудка космонавтов определяли с помощью шахмат
Участник советской космической программы: Для условий невесомости пришлось изобретать фигуры и доски специальной конструкции
– При подготовке совместного запуска трех советских космических кораблей (был задуман в середине 1960-х такой групповой полет, во время которого два корабля должны были обменяться членами экипажа, а еще один оставался при этом в роли наблюдателя) в нашем НИИ проводили эксперименты, связанные с проверкой скорости визуального поиска космонавтом других космических кораблей на околоземной орбите. Испытателя сажали перед зашторенным окошком- «иллюминатором», а за ним, на фоне изображения земного шара, вывешивали маленькие модельки космических аппаратов – в разных местах и в разных ракурсах. Потом шторку открывали – «Р-раз! Ищи!» Как только испытатель обнаруживал модельку и понимал, в каком она находится положении, тут же нажимал кнопку, останавливающую секундомер: «Нашел!»
В 1970 г. планировали отправить в космос А. Николаева и В. Севастьянова, которым предстоял сверх длительный по тем временам орбитальный полет – 18 суток. Тогда никто не знал еще, как будет реагировать человеческий организм на столь долгое пребывание в невесомости. А вдруг мозг, нервная система не выдержат?!. Но как во время полета те, кто руководит им из Центра управления, могут проверять адекватность космонавтов?
Подсказка нашлась случайно. Один из специалистов нашего испытательного центра Ростислав Богдашевский проходил через комнату отдыха, где мы с коллегой как раз играли на досуге в шахматы. Вид наших склонившихся над доской фигур натолкнул Ростислава на мысль: в качестве своеобразного теста на интеллектуальную адаптацию можно использовать обыкновенные шахматы. – Пусть Севастьянов и Николаев, которые «на земле» весьма увлекаются этой игрой, возьмут с собой в космический полет обычную брошюрку с шахматными этюдами и, находясь на орбите, время от времени будут такие головоломки решать, а наблюдатели в Центре управления полетом определят, много ли времени потребовалось космическим шахматистам на выполнение очередного этюда, сравнивая этот период размышления с «эталонным», который был им необходим в обычных земных условиях.
Правда, возникла проблема: нужны специальные шахматы, которые способны были бы «работать» в невесомости. Причем серийно выпускавшийся в то время промышленностью вариант с намагниченными фигурами, надежно «прилипающими» к доске, не годился, – ведь магниты могли нарушить работу приборов на борту космического корабля. Сотрудник института Михаил Клевцов придумал нужную конструкцию: фигуры перемещаются по доске, надежно удерживаясь на ее поверхности за счет углублений-лабиринтов... С той поры шахматы «прописались» на борту наших «Союзов» и орбитальных станций: умной игре отдают предпочтение на досуге многие из космонавтов.
– А как тестирование «на сохранение рассудка»? Этот «шахматный» метод был использован во время многодневного орбитального полета?
– Насколько мне известно, космонавты тогда, действительно, по команде из ЦУПа решали шахматные задачки. Конечно, никакого «помутнениия рассудка» у них в космосе не наступало, однако в экстремальных условиях космического полета некая заторможенность все-таки наблюдателями отмечалась. Этюды, аналогичные тем, что в земных условиях члены экипажа решали за 3-4 минуты, на орбите отнимали у них минут по 15.
...Между прочим, наша советская манера из всего делать секреты помешала оформить права на «космические шахматы», а несколько лет спустя изобретение Михаила Клевцова запатентовали японцы.