На первом стенде, к которому я подошла, стояли какие-то загадочные приборы с датчиками. Оказалось, — это ничто иное, как разновидности системы радиационно-химического контроля. Ее устанавливают на вокзалах, станциях метро, а также в местах скопления людей, — в общем, везде, где есть опасность совершения теракта при помощи распыления газов или радиоактивных веществ. Несмотря на то, что фирма — московская, больше всего своих пилотных систем она уже установила в Казани (там ею оснащены несколько станций метро), порядка 40 систем скоро установят в Санкт-Петербурге. В Москве же такая система установлена пока только на станции метро «Охотный ряд». Неужели Москва уже не нуждается в дополнительных методах защиты?
— Конечно, нуждается, — говорит генеральный директор фирмы Борис Болодурин, — и мы очень надеемся, что уже со следующего года начнем внедрять ее более широко в нашем городе. Ведь система в считанные секунды выявляет опасные газы: хлор, аммиак, синильную кислоту, фосген, угарный газ, особый детектор определяет боевые отравляющие вещества: зарин, заман, V-X газы. Определять вещества нужно для того, чтобы дежурные вовремя забили тревогу, а прибывшие на место спасатели приняли правильные меры, подбирая антидот для надышавшихся газами людей.
А вот в МГТУ им. Баумана разработали патрульного робота, который может предотвратить теракт. «Пластун», с виду напоминающий детскую игрушку-вездеход, может по дистанционной команде оператора выехать в любое место большого помещения, будь то станция метро или аэропорт. Благодаря четырем встроенным видеокамерам и микрофону, он в режиме реального времени транслирует все, что «увидел» и «услышал» на пульт охраны. «Кстати, когда он следует к месту назначения, он самостоятельно объезжает людей, сканируя их при помощи лазерного дальномера, так что, попасть под колеса „Пластуна“ пассажирам не грозит», — комментирует инженер научно-учебного центра «Робототехника» Сергей Шинов. — Кроме того, его оригинальность состоит в том, что он способен за секунды создавать карту помещения со всеми находящимися в его поле зрения людьми и предметами. Карта обновляется с частотой 40 раз в секунду. Видите, он уже нарисовал на карте нас с вами«. По словам Сергея, в Израиле аналогичная машина уже работает в аэропорту. Можно при помощи нее патрулировать военные склады, производить химическую разведку (для этого робота нужно лишь оснастить химическими газоанализаторами).
То, что показали мне следующие разработчики, сродни фантастике. В режиме реального времени, используя снимки из космоса и аэрофотосъемку, они создают 3D-модель любого города или улицы. «Так оперативно выстраивать картину происходящего в реальном времени не может никто в мире», — говорит заместитель руководителя департамента столичного технического центра Валерий Кекелидзе. — Во-первых, множество кадров мы как бы «сшиваем» в одну большую картину, будь то съемка какой-нибудь страны из космоса или отдельный поселок, снятый с самолета-беспилотника. А затем, при необходимости, мы максимально приближаем объекты и показываем заказчику все в деталях. Инновацией уже заинтересовались те, кто создает электронные цифровые карты, специалисты, которые ищут обрывы газопроводов, егери, которые следят, чтобы не зарастали просеки. «Недавно наша программа оказалась востребована в столичной тюрьме „Матросская тишина“, — продолжает Кекелидзе. — Представьте себе 50-80 видеоточек, за которыми должен следить охранник. В какую дверь вошел человек, из какой вышел, сразу и не разберешь. Когда же мы создали 3D — модель тюрьмы, все прояснилось, — в режиме реального времени системы видеомониторинга накладывают видео на подготовленную нами заранее основу всех помещений, которая в итоге объединяет все камеры. Сработал, к примеру, где-нибудь датчик движения, система тут же подает сигнал и мгновенно указывает охраннику на это место, где, возможно, совершается побег». А недавно научный центр получил еще один заказ — от «Автоваза», который борется с воровством на предприятии. Специалисты уже создают 3D-модель производственных и складских помещений.
Кстати, о том, чтобы фотографии с беспилотников получались более четкими, позаботились ученые Института проблем химической физики РАН. Они представляли на выставке первый российский самолет-беспилотник на топливных элементах. В отличие от традиционных двигателей внутреннего сгорания, которые при работе создают вибрацию фюзеляжа, новая система работает более спокойно. Собственно, топливный элемент, это устройство для преобразования химической энергии в электрическую. Водород в нем используется в качестве топлива, из которого при определенной химической реакции получается электрический ток. Дальше электричество подается на обычный электродвигатель. Самолет на топливных элементах может летать без подзарядки в течение 8 часов.
Были на выставке и инновации, представленные заграничными учеными. Так, команда и Португалии презентовала тележку, которая самостоятельно ездит за хозяином. Она управляется видеосенсорами, которые при настройке «запоминают» конкретного человека. А ребята из украинской академии «Шаг» показали всем перчатку, которая помогает общаться глухонемым людям. Надев такую перчатку со встроенными датчиками, человек делает жест перед собственным смартфоном, а специальная программа распознает его и производит в обычную речь. Пока ребята ввели в память программы 20 самых распространенных фраз.
А вы знаете, что скоро в центре Москвы вырастет инновационный квартал? Эта задумка городских властей по созданию зданий, отвечающих всем требованиям современной архитектуры. С проектом одного из них нас познакомили на форуме «Открытые инновации». Это будущее здание офиса Всемирного фонда дикой природы. Новые технологии, которые применят строители при его создании, позволят сэкономить до 80 % энергии. У дома будет деревянный фасад, солнечные коллекторы для нагрева воды, а использованная вода (из рукомойников) будет повторно использоваться для технических нужд.