«Когда „высекали“ Нестерова, якобы виноватого во всех бедах отечественного космоса, ощущение было такое, что муж, который не дает жене денег на мясо, ругал ее за надоевшие вегетарианские супы». Так образно подвел итог свершившегося в минувшую среду события с громким заявлением об отставке один из блогеров. На самом деле все понимают, что Владимир Евгеньевич просто взял на себя роль стрелочника, прикрыв грудью остальных виновных в развале космической отрасли. На совещании в Роскосмосе Владимир Поповкин подтвердил информацию об отставке Нестерова.
После всего случившегося его преемнику, наверное, придется управлять предприятием в ручном режиме, лично присутствуя при сборке каждого разгонного блока, чтобы в нем впредь не случалось никаких засоров. А как иначе? По-другому мотивировать рядовых работников, получающих сущие гроши за свой труд, не получится. Другой вопрос: как уследить за 43 тысячами рабочих? Ведь именно до таких цифр доросла численность персонала предприятия за последние годы в результате присоединения к нему шести других крупных предприятий: КБ «Химмаш», МПКО «Длина», Воронежского механического завода, ПО «Полет», ОАО «Протон-ПМ», Воронежского КБХ...
Впрочем, что бы там ни говорили злобные критики, многие специалисты отрасли считают ГКНПЦ им. Хруничева скорее успешным предприятием, которое вывел на новый уровень именно Нестеров. Как сообщили «МК» в пресс-службе предприятия, только за 2011 год рост объема реализации продукции достиг 20%. А за последние шесть лет объем производства изделий ракетно-космической техники и вовсе увеличился в 3 раза. То есть в 2011 году предприятие выпустило 30 ракет-носителей, разгонных блоков и прочих изделий.
Кстати, тень на одну из самых надежных отечественных ракет-носителей «Протон-М» была брошена в результате последних ЧП в космосе незаслуженно — в течение последних пяти лет причиной потерь спутников была не она, а именно разгонный блок «Бриз-М». Может, виноваты те, кто назвал серьезный агрегат в честь «легкомысленного» неустойчивого ветерка? Ведь все четыре аварии из 48 пусков ракеты «Протон» за последние 5 лет произошли именно по вине «Бриза-М». Впрочем, если вспомнить, что за инциденты случаются порой при сборке или подготовке космической техники к полету, то диву даешься уровню халатности на местах. Взять хотя бы инструменты, которые уронили недавно техники на Байконуре в бак окислителя предыдущего «Протона-М».
На днях же появилась совершенно фантастическая на первый взгляд информация о последней аварии 7 августа, когда разгонный блок «Бриз-М» не дотянул до расчетной орбиты два спутника. Якобы на космодроме чуть ли не в день старта в трубопроводе разгонного блока, по которому поступает топливо, техники обнаружили самую банальную дыру. Менять разгонник было уже поздно — сорвались бы сроки доставки индонезийского спутника. Заваривать отверстие на том этапе также было уже поздно. В общем, решили, как всегда, действовать «кавалерийским наскоком»: замазали дыру эпоксидкой и отправили на орбиту. Верить этому или нет, сказать сложно — слух есть слух. Но вывод межведомственной комиссии о «засорении магистрали наддува топливных баков» все же наводит на крамольное сопоставление фактов. Кстати, о засоре топливных труб в отрасли говорят не впервые. Поговаривают, что одна из прошлогодних аварий могла произойти по той же причине: рабочие обезжиривали трубу изнутри тряпкой, волокна от нее могли остаться внутри и привести к сбою подачи топлива. В общем, налицо организационные просчеты.
Как поделился с нами инженер, работающий в отечественной космонавтике с 2008 года, многие считают, что в последние полтора года все словно посыпалось из-за административной реформы, которую затеяло новое руководство. «Не надо людям вмешиваться в работу слаженной системы, когда речь идет о технике, — летает все, и пусть летает», — считает опытный специалист. Он же отмечает, что предыдущий глава Перминов был более осторожен в этом плане — слаженные коллективы не разрушал, к работе технарей относился терпеливо, с пониманием: «Готовим ракету к запуску на Байконуре, вдруг сообщение: „Система не подала сигнал о готовности“. Тут же пуск откладывают до выяснения причин. Порой трижды откладывали и потом, после устранения неполадок, благополучно запускали». Новый глава, по мнению рядовых сотрудников, более резок: решил, к примеру, что «Фобос-Грунт» полетит во что бы то ни стало, и он полетел. Только вот куда? А ведь ученые убеждали его подождать с пуском... Знал ли Владимир Александрович о рискованном августовском запуске «Протона-М»? Возможно, и не знал, но снимает ли это с него ответственность?
Между тем. В среду стало известно о новой неприятности в космосе — сорвалась штатная коррекция орбиты Международной космической станции. Пристыкованный к станции грузовик не смог поднять МКС на необходимые 7,5 километра, заглох двигатель. Уж что-что, а коррекцию наши спецы всю жизнь делали на «отлично», а тут — на тебе. Многие опять приписали этот огрех на совесть наших ракетчиков. Оказалось, в данном случае с коррекцией подвел европейский грузовик ATV, двигатели которого по непонятной пока причине проработали 20,5 минуты вместо положенных 31,5. В результате орбита была поднята ниже необходимого уровня — всего на 5 км. Страшного в этом, по словам главы Роскосмоса, ничего нет, возможно, будет перенесено время запусков последующих к МКС кораблей. Вторая попытка подтянуть орбиту МКС, возможно, будет осуществлена 17 августа.