МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Россия будет летать в космос со своими запчастями

К 2020 году российские приборостроители обещают укомплектовывать аппараты отечественными элементами

Основная часть космических компонентов к 2020 году будет изготавливаться в России. Об этом сообщил в пятницу «МК» генеральный конструктор ГЛОНАСС, глава ОАО «Российские космические системы» Юрий Урличич.

Фото: Геннадий Черкасов

— Я думаю, что наше предприятие примет непосредственное участие в создании российской элементной базы, — пояснил Урличич. — У нас на предприятии есть дизайн-центр который уже сегодня не просто разрабатывает, но и частично производит микросхемы разных моделей. Пока мы это делаем за собственные средства, но пытаем сейчас привлечь средства «Роснано», «Сколково». В рамках программы развития микроэлектроники, может быть, и какие-то государственные вложения поступят.

Отрасль космической микроэлектроники — специфична, это не массовый рынок. Партия деталей в сто штук для прибористов считается большой, а заводу, где счет продукции идет на миллионы, браться за такой заказ нерентабельно. Поэтому, по словам главы РКС, они вынуждены часть продукции разрабатывать и производить у себя.

— Пока на все сто процентов мы не можем отказаться от зарубежной микроэлектроники. Как, впрочем, поступают и все другие страны, включая США. Но к 2020 году, я искренне в это верю, мы рассчитываем, что основную долю российской электроники будем изготавливать в рамках Российской Федерации.

- Расскажите, как проверяются детали, купленные за рубежом?

— Перед нами стоит цель — отсеять весь контрафакт. Даже если мы знаем, что вся партия поставлена с завода, все равно всю ее проверяем. Причем не только по техническим условиям, — мы смотрим, сможет ли она работать в более жестких условиях, нежели это прописано в техусловиях. То есть, заранее выявляем проблемы, которые могут возникнуть лет через 10 после того, как деталь улетит в космос. Обычно мы просто физически вскрываем микросхему и смотрим, не повреждена ли она. Там бывают и частицы, которых не должно быть, и влажность повышенная. Если в партии выявляется какой-то процент брака, свыше разрешенного, то мы бракуем всю партию.

- Это касается бортовой аппаратуры?

— Это касается и аппаратуры спутников, и аппаратуры наземных станций. Потому что аппаратура, которая стоит, к примеру, в Антарктиде, также должна быть очень надежна, выдерживать предельные температуры. Мы не можем регулярно ездить туда и ремонтировать.

— Готовы ли сейчас наши отечетсвенные приборы конкурировать с западными?

К сожалению, пока мы часто устанавливаем приборы, дублирующие друг друга. Мы вынуждены идти на это из-за перестраховки. Не слишком качественная у нас пока электроника. Но все равно сейчас ее уровень уже гораздо выше того, что был в годы перестройки. Мы повышаем качество, заставляем наших поставщиков предоставлять более качественное измерительное оборудование. Кстати, что касается сегодня продукции нашего дизайн-центра, не было еще ни одного сбоя электроники по вине нашей элементной базы.

- Раньше в СССР была своя система слежения за космическими аппаратами, такими, как «Фобос-грунт», — большая корабельная группировка. Сейчас этого нет. Как можно быстро ее создать?

— Самый простой и малозатратный по сравнению со всеми остальными способ, — это создание орбитальной ретрансляционной группировки. Корабль, конечно, дешевле спутника, но на его обслуживание уйдет потом гораздо больше средств. Для орбитальной группировки надо всего три спутника, расположеных на геостационарной орбите, и мы охватим всю Землю.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах