Общаться с родными лучше без телекамер
Итак, россиянам Антону Шкаплерову, Анатолию Иванишину и астронавту NASA Дэниелу Бербэнку, которые полетят в космос в 8.14 утра в понедельник, впервые предстоит прощаться с родными в более комфортных условиях. После облачения в летные скафандры их общению с родными в монтажно-испытательном корпусе на Байконуре уже не будут мешать посторонние люди. По словам космонавта Романа Романенко, многим членам экипажа нововведение поможет немного расслабиться, снять накопившийся за две недели подготовки к полету стресс. «Родным напоследок надо дать какие-нибудь личные „ценные указания“, типа: „Не забудьте поменять резину с летней на зимнюю“ или что-нибудь еще в том же духе. А как это все скажешь при объективах телекамер?».
Не подпустят журналистов к космонавтам и после выхода из монтажно-испытательного корпуса (МИК) на Байконуре. Обычно еще на площадке перед МИКом экипаж рапортовал о готовности к полету руководителю Роскосмоса под фотовспышки целой армии пишущей и снимающей братии, а также толп туристов и только после этого садился в автобус и следовал к стартовому комплексу. Руководство мчалось к Гагаринскому старту «наперегонки» с космонавтами, чтобы вновь встретить экипаж и... во второй раз выслушать уже непосредственно перед посадкой в космический аппарат тот же самый рапорт. Роман Романенко сам столкнулся с такой процедурой еще при прежнем руководстве: «Получалась полная ерунда, а для космонавтов лишь двойная бессмысленная нагрузка. Хорошо, что теперь здравый смысл возобладал и остался только «второй рапорт».
«Космонавты перед полетом открывают бутылку шампанского»
Однако что касается других традиций, укоренившихся за десятилетия пилотируемых полетов на орбиту, и Романенко, и его коллеги ни на минуту не сомневаются в необходимости их сохранять и оберегать от каких бы то ни было изменений. «Никуда это и не денется, мы, космонавты, — народ суеверный, — сказал нам Романенко и поведал, как совсем недавно его экипаж провожали на Байконуре в гостинице „Космонавт“. — Перед самым выходом из гостиничного номера мы, как водится, присели на дорожку. Потом встали, и руководитель Центра подготовки космонавтов... откупорил бутылку шампанского, налил бокал. Дальше мы отворачиваемся, берем в руки маркеры и начинаем писать на внутренней стороне двери свои автографы и дату вылета, а он за нашими спинами разбивает об пол тот наполненный шампанским бокал». Вот такая вот традиция. Естественно, сами космонавты спиртного — ни-ни. «Ну а уже за дверью, в коридоре, нас сначала встречает батюшка и окропляет святой водой. А уж после него включается гимн космонавтов «Земля в иллюминаторе». Кстати, «песенная» традиция родилась сравнительно недавно, в 1993 году. Красивое произведение на музыку Владимира Мигули предложил в качестве звукового сопровождения торжественной церемонии прощания старший помощник начальника Центра подготовки космонавтов Борис Есин. Готовившимся к старту Геннадию Монакову и Геннадию Стрекалову песня понравилась, и все последующие экипажи выбирали именно ее.
— А знаете ли вы, что еще раньше, сразу после утверждения экипажа межведомственной комиссией, все ребята обязательно посещают кабинет Юрия Гагарина в музее Звездного городка, а потом едут на Красную площадь? — спросили нас сотрудники ЦПК им. Гагарина. — Там у Кремлевской стены они возлагают цветы первопроходцам — Королеву, Гагарину, Волкову, Пацаеву, Добровольскому. Отдать дань памяти таким людям — это святое для каждого космонавта.
Ну и, конечно, неизменной остается традиция просмотра фильма «Белое солнце пустыни» за сутки до старта на Байконуре. Кстати, как далекий от космической сферы фильм стал любимым для наших покорителей небес? Оказывается, еще в 1971 году сотрудники гадали, чем бы скрасить ожидание полета космонавтам? С видеофильмами тогда была большая напряженка. Для огромного видеомагнитофона «ВМ-9» еле отыскали кассету с «Белым солнцем...». И ведь в самую точку попали!
Под конец не могли мы не спросить у профессионалов про «золотое правило» космонавтов — обязательно «сходить по-маленькому» на колесо автобуса, везущего их на стартовую площадку. Получается, раньше это делалось между двумя рапортами начальству о готовности. «Ритуал вроде пошел со времен Юрия Гагарина и поддерживается до сих пор, — пояснили нам в ЦПК. — Колесо останется всегда. Понимаете, в данном случае традиция совпала с естественной биологической потребностью человека перед дальней дорогой. Ведь после этого скафандр наглухо застегивают, и следующая возможность облегчиться представится только спустя несколько часов, уже в открытом космосе. Кстати, эту традицию чтят все, включая женщин и американцев. «Попробовали бы они ее нарушить», — смеются старожилы.
МЕЖДУ ТЕМ
Специалисты Роскосмоса намерены до последнего бороться за «жизнь» межпланетной станции «Фобос-грунт» вплоть до его входа в плотные слои атмосферы. На момент подписания номера приходили очень противоречащие друг другу сообщения: от некоторых сотрудников отрасли — что уже со дня на день следует ждать официального признания от Роскосмоса о прекращении работ с «Фобос-грунтом», а также от Стратегического командования США — что высота орбиты АМС «Фобос-грунт» «несколько увеличилась». Автоматическая межпланетная станция «Фобос-грунт», с которой специалисты по-прежнему не могут установить связь, изменила высоту орбиты, поднявшись примерно до 350 километров. Изменение высоты орбиты может быть как результатом выполнения маневра, так и утечки испаряющегося топлива.
Напомним, 9 ноября космический аппарат «Фобос-грунт» был выведен на околоземную орбиту, но из-за сбоя в системе управления он не смог выйти на траекторию полета к Марсу. В Роскосмосе сообщают, что не оставят попыток запустить аппарат вплоть до 15 ноября.
Материалы по теме: “Фобос”— в грунт?"