— Я слышал об открытии, — говорит Трубицин, — итальянские ученые пишут, что уже 15 тысяч раз повторили опыт и все подтвердилось. Но даже несмотря на это я все же сомневаюсь насчет точности измерения скорости полета частиц. Ведь что такое нейтрино? Это такая частица, которую можно зафиксировать только глубоко под землей. Они встречаются в потоке солнечного света, но их также создают искусственно в Большом адронном коллайдере. Нейтрино рождаются при столкновении других частиц и «прошивают» Землю за долю секунды.
— Как могли измерить их скорость итальянцы?
— Их детектор OPERA располагается на полуторакилометровой глубине под землей. Расположенный от БАКа в 730 километрах, прибор представляет собой 150 тысяч фотоэмульсионных панелей, которые способны регистрировать нейтрино, приходящие из коллайдера. Когда частицы врезаются в эти панели, происходят вспышки. Исследователи утверждают, что сразу после получения нейтрино в БАКе они зафиксировали их прилет своим детектором OPERA. Когда же измерили скорость прохождения частиц, то выяснилось, что они прилетели в Италию на миллиардную долю секунды быстрее, чем если бы летели со скоростью света (скорость света равна 300 тыс. км/с. — Авт.).
— Но как исследователи поняли, что к ним прилетели нейтрино именно из БАКа?
— От Солнца они летят хаотично, а из БАКа — всегда в одно и то же время. Произошел выброс нейтрино в коллайдере — тут же детектор регистрирует вспышку, это уже проверено не раз. Только я еще раз повторяю, что вывод, сделанный итальянскими учеными, очень смелый.
— Однако представим, что результат подтвердили. Что следует ожидать тогда?
— Тогда все сильно поменяется. И в первую очередь будет опровергнута теория Эйнштейна, который говорил о том, что быстрее скорости света в мире ничего нет. Придется писать новые формулы для физиков-ядерщиков. Получится, что Вселенная моложе, чем мы полагали (сейчас считается, что возраст Вселенной приблизительно равен 15 миллиардам лет. — Авт.). Кстати, от размера невидимого протона до размера 10-сантиметрового яблока она расширилась во много раз быстрее, чем если бы делала это со скоростью света. Но это было только в самом начале, а дальнейшее расширение пошло даже медленнее скорости света. Если этот постулат будет опровергнут, изменится вся наука о частицах. Тогда, может быть, зря все искали «частицу Бога» — бозон Хиггса, может, его и нет вовсе.