И действительно, до сих пор все школьные и университетские программы, а также популярные научные труды сообщали нам, что первые свидетельства об изобретении колеса приходят из Месопотамии в конце IV тысячелетия до н. э. И мы верили им беспрекословно. Но выходит, что зря!
Как заявил “МK” старший научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН Алексей Дмитриевич Резепкин, колесо изобретено на Западе, а на Восток оно попало уже с территории современной России. Его утверждения не голословны и основаны на целой коллекции довольно интересных и убедительных аргументов.
Есть неопровержимые доказательства того, что колесо изобрели в эпоху неолита на Балканах, уверен Резепкин. “Существовала такая энеолитическая культура под названием Кукутени (село в Румынии), — рассказывает ученый. — Факт имел место на втором этапе ее развития в последнюю четверть V тысячелетия до н. э. Об этом румынский археолог Дину сообщал еще в 1981 году в своих серьезных научных публикациях, где он повествует о том, что ему на одном из поселений удалось найти глиняные модельки колес от игрушечных повозок”. То есть на Западе колесо появилось на целую тысячу лет раньше, чем на Востоке!
А вот уже оттуда это ноу-хау попало в Германию, продолжает археолог. У немецкого города Зюшен еще в XIX веке на мегалитической плите были найдены гравировки, где схематически были изображены волы, запряженные в повозку. Эти изображения также были созданы до появления колеса в Месопотамии — в середине четвертого тысячелетия. Затем в двух мегалитических гробницах на севере Германии были обнаружены каменные модельки колес, которые относятся к так называемой культуре “воронковидных кубков”. Хотя поначалу немцы принимали их за булавы. “Однако это явно не булавы, так как их толщина целый сантиметр, а диаметр — 11 сантиметров. И самое важное, очень хорошо выделена ступица (колеса) с обеих сторон. Я трактую их также в качестве моделей колес”, — объясняет Алексей Резепкин. Глиняные или каменные модели колес — это была имитация части повозки.
Четвертое подтверждение приходит к нам из Южной Польши с поселения Броночице, относящегося все к той же культуре “воронковидных кубков”. Там был найден сосуд, на котором было выгравировано схематическое изображение повозок с запряженными в них быками. Он датируется последней третью четвертого тысячелетия (то есть до всем известного раннего факта появления колеса; так называемый Урук-5 в самом конце IV тысячелетия — где и было найдено изображение “самой древней” повозки).
Далее на основании всех перечисленных данных в начале 1990-х годов немецкий ученый А. Хойслер выдвинул решительную гипотезу, что все-таки колесо (в виде повозок) пришло не с Востока в Европу, а совсем наоборот… То есть из Европы повозки сначала пришли в южнорусские степи еще в середине IV тысячелетия, а уж затем с территории современной России они перекатили на Восток. О чем свидетельствует следующая находка российских археологов.
В Краснодарском крае кубанский археолог А. Кондрашов раскопал одно погребение. “Но поскольку он специализируется на подводной археологии и не заметил своего открытия, я заметил и предложил ему совместную публикацию этого открытия. В 1988 году мы с ним опубликовали материал с единственной на сегодняшний день двухколесной повозкой из погребения, которое относится к так называемому раннему этапу развития “новосвободненской культуре” (по названию станицы Новосвободная в Адыгее) — к середине IV тысячелетия”, — рассказал ученый из ИИМК РАН.
И наконец, “при раскопках “майкопско-новосвободненских” поселений того же времени я также находил глиняные модельки колес. По моим предположениям, они и пошли на юг, к великим цивилизациям Востока, именно через территорию нынешней России (через Кавказ на Передний Восток) “, подчеркнул историк.
Таким образом, в соответствии с перечисленными выше доказательствами временной приоритет в изобретении колеса за Европой, а не за нынешним Ближним Востоком. А это значит, что пора переписать ту страницу в школьных и университетских учебниках, где говорится о месте и времени изобретения человечеством колеса.