МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

БЛА, ай да DEMON!

Новый самолет без рулевых поверхностей управляется одними лишь воздушными потоками

До сих пор, начиная с братьев Райт, маневрировать воздушными судами в полете можно было только при помощи механизации крыла.

DEMON. Фото: BAE Systems

Но вот недавно британские инженеры успешно осуществили полет без рулевых поверхностей - при управлении беспилотным летательным аппаратом (БЛА, БПЛА) они полагались лишь на воздушные потоки. Имя чудо-самолету дали вполне уместное - «DEMON».

Их опыт приведет к более безопасным, более маневренным и более «невидимым» БЛА, говорят специалисты.

"Чтобы самолет мог безопасно летать и маневрировать без использования обычных рулевых поверхностей — это настоящее достижение", убежден Джон Филдинг, главный инженер DEMON'а и профессор Кранфилдского университета в Великобритании.

Летательный аппарат DEMON при размахе крыльев в 2,5 метра и весе 90 кг способен развивать максимальную скорость 280 км/час.

Если взглянуть на него сверху, то можно увидеть, что этот самолет имеет характерную форму алмаза с удлиненным носом. Он сконструирован по принципу неизменяемой геометрии, известному как единые «крыло-фюзеляж».

Большинство современных летательных аппаратов управляют своим движением с помощью рулевых поверхностей крыла и хвостового оперения.

Вместо традиционной механизации крыла, DEMON использует технологию управления подъемной силой крыла с помощью впрыскивания воздушных струй в определенные точки крыла. При этом меняется скорость и давление обтекающего потока и таким образом изменяется подъемная сила.

«Безрулевое» воздушное судно имеет значительно меньше движущихсмя частей, что делает его более надежным и простым в обслуживании. Кроме того, он может быть и более незаметным обнаружения радарами.

Первый полет DEMON'а состоялся в сентябре на острове Уолни в Камбрии. Над проектом трудились инженеры компании BAE Systems, а также Кранфилдского университета, Имперского колледжа и ряда других университетов Великобритании.

Конструкцию безрулевого привода исследователи разрабатывали в течение многих лет, сообщил Марк Костелло, профессор Технологического института Джорджии. Он подчеркнул, что наибольшая польза от этих приводов пневматических струй заключается в том, что они не имеют движущихся частей, а значит нечему и будет ломаться, отмечает ученый.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах