С 20 по 30 мая, в «МК» проходила онлайн-конференция с научным сотрудником международной лаборатории интеллектуальных систем и структурного анализа, преподавателем факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, кандидатом технических наук Ольгой Вениаминовной Максименковой, которая уже много лет использует в своей работе современные технологии Microsoft.
Всё больше учебных учреждений переводят свои процессы в онлайн-формат. В скором времени начнутся экзамены, многие образовательные организации также будут проводить их онлайн. Что нужно учесть? Как дистанционно подготовиться к экзаменам? Как будет устроен этот процесс? И что ждёт образование в будущем?
_________________
Ольга
Добрый день. А уже известно, как будет проходить поступление в высшие учебные заведения в этом году?
Ольга Вениаминовна
Согласно последним новостям, подача документов будет осуществляться дистанционно (в том числе в несколько вузов), даты приёмной компании обычно связывают с датами сдачи ЕГЭ, 21 мая было объявлено, что старт ЕГЭ назначен на 29 июня.
Алексей
Насколько современные дети готовы к экзаменам он лайн
Ольга Вениаминовна
Дети очень разные. Существуют ребята, свободно владеющие интерфейсами цифровых устройств (компьютеров и смартфонов) и постоянно использующими их в коммуникации, они более или менее готовы к коммуникации онлайн. Среди старшеклассников это подавляющее большинство. Я говорю более или менее, потому что умение учиться онлайн всё равно должно формироваться, иногда ребёнку нужна в этом помощь и поддержка взрослых. Другие детки по тем или иным причинам не погружены во взаимодействие с цифровыми устройствами. Конечно, для них экзамены онлайн, как и любое другое взаимодействие онлайн, станут первоначально тяжким бременем, потому что перенесут его в непривычный мир. Кстати, я имею в виду не столько саму коммуникацию «через железного посредника», сколько информационный взрыв, происходящий при появлении доступа к ресурсам интернета, и совершенно другое восприятие темпа «привычных действий», на какое-то время становящимися непривычными.
Мария
На сколько успешно поступление в Вузы, если ребёнок занимался дистанционным образованием?
Ольга Вениаминовна
Вопрос успешности очень индивидуален и зависит скорее не от формы образования, в которую был вовлечён ребёнок, а от результатов обучения, которых он достиг для демонстрации знаний на ЕГЭ и/или олимпиадах, необходимых для поступления.
Мария
Как будут проходить дистанционные экзамены?
Ольга Вениаминовна
Поскольку я не отношусь к людям, от которых зависят итоговые решения по этому вопросу, то не могу сказать, как именно. К счастью для нас вариантов не очень много и можно перечислить их все: перенос экзаменов на более поздний срок, проведение очных экзаменов в условиях повышенных норм санитарной безопасности, вывод результаты экзаменов из альтернативных источников, проведение экзаменов дистанционно онлайн. Все перечисленные варианты небесспорны, имеют много плюсов и минусов, поэтому очень рекомендую познакомиться с их подробным обсуждением на основе мирового опыта как возможных сценариев для ГИА и ЕГЭ 2020, предложенным специалистами института образования НИУ ВШЭ (https://ioe.hse.ru/sao_ege ).
Мария
Зачем дистанционное образование и экзамены вчерашним школьникам, у которых зачастую не сформирован запрос на образование, как таковое? Вы не считаете, что подобный формат образования больше подходит для получения дополнительной квалификации / второго высшего образования?
Ольга Вениаминовна
По моим представлениям, если запрос на образование не сформирован, то совершенно неважно в каком формате его получать. Немотивированные учиться студенты формально подходят к учёбе как в очном, так и в дистанционном режиме. Сейчас дистанционное образование в школе или бакалавриате воспринимается как нечто непривычное. Думаю, поэтому нам, взрослым, хочется переносить его в разряд некоторого «осознанного» образования.
Арина
Добрый день.У меня только один вопрос, с ЕГЭ то были непонятные приехавшие со 100 баллами, которые в последний момент вытесняли отовсюду наших детей с 99 баллами, а теперь как можно за чистотой проведения следить? и кто это будет делать? Дети сейчас продвинутые...
Ольга Вениаминовна
Думаю, что новости от 21 мая полностью закрыли Ваш вопрос, ЕГЭ будет проведён очно с соблюдением требований социальной дистанции и при оснащении пунктов сдачи средствами индивидуальной защиты.
Михаил
Добрый день! Как проверить качество и самостоятельность сделанных экзаменационных работ?
Ольга Вениаминовна
Когда преподаватель (или служба по организации экзаменов) подготавливает экзаменационные работы, то задаёт критерии качества, обычно согласованные с правилами оценивания. Поэтому качество проверяется именно по ним. Что касается самостоятельности, то при дистанционном формате экзаменов применяются системы прокторинга для контроля за «чистотой» и честностью экзаменуемых.
Анна
Здравствуйте! Если у человека нет возможности приобрести техническое средство, необходимое для обучения и сдачи экзамена в формате онлайн, что делать?
Ольга Вениаминовна
Полагаю, что речь о ЕГЭ и новости 21 мая полностью закрыли вопрос с обеспечением средствами для сдачи экзамена.
Тасия
Добрый день! Насколько современные платформы для он-лайн образования МЭШ позволяют проводить экзамены по всей стране дистанционно?
Ольга Вениаминовна
Современным облачным платформам от ведущих разработчиков вполне по силам выдержать серьёзную нагрузку массового экзамена в масштабе всего мира. Что касается МЭШ, то это система в первую очередь нацелена на поддержку процессов образовательного учреждения, учёбу и управление учебными материалами, а не на проведение экзаменов. Поэтому нельзя требовать от МЭШ устойчивости или функционала, который не является целевым для этой информационной системы и не разу не был протестирован, это не совсем правильно.
Владимир
Как в этом году, будут проводиться ЕГЭ
Ольга Вениаминовна
Думаю, что ответила на вопрос выше, но повторюсь, что новости от 21 мая полностью закрыли Ваш вопрос, ЕГЭ будет проведён очно с соблюдением требований социальной дистанции и при оснащении пунктов сдачи средствами индивидуальной защиты.
Олег
Здравствуйте! Как подготовить ребенка к онлайн школе? Есть ли советы психологов?
Ольга Вениаминовна
Не возьмусь давать ссылки на советы психологов, думаю, что самый правильный подход в данном случае – «не навреди», а все советы в сети требуют очень тщательной проверки специалистом. Консультативные услуги, разумеется, существуют. Как и в случае с подготовкой к школе, психологи занимаются вопросами, связанными с работой дистанционно.
С точки зрения непсихологической подготовки, конечно, ребёнка надо учить пользоваться компьютером и другими гаджетами, вырабатывать в нём навыки «цифровой гигиены», доносить до него основы информационного поиска, знакомить со средами дистанционного обучения, например, через дополнительные занятия или дистанционных репетиторов. Насколько мне известно, дистанционный формат работы с преподавателями дополнительного образования широко распространился ещё до массового перехода в онлайн. Зачастую именно от таких преподавателей исходят наиболее адекватные советы и рецепты, а «история» и опыт таких преподавателей легко проверяются.
Зоя
Добрый день! Если совсем на "вы" со всей этой техникой, как тогда техническая безграмотность влияет на качество онлайн образования? Спасибо!
Ольга Вениаминовна
К сожалению, серьёзно влияет, потому что усилия, вместо работы с учебным материалом, уходят на борьбу со страхами и ликвидацию пробелов в базовой цифровой грамотности. Сценарий с ликвидацией пробелов я считаю оптимистичным, зачастую, технические сложности становятся причиной отторжения дистанционных образовательных практик и, как следствие, неоправданного отказа от них.
Лана
Добрый день! Подскажите, а в чем разница между платным и бесплатным онлайн образованием? Ведь многие школы (частные) и ВУЗы давно использует дистанционное образование?
Ольга Вениаминовна
Дистанционное образование (как совокупность форм обучения без физического контакта) не зависит от платности или бесплатности реализации. Скорее всего, мы говорим о возможностях, имеющихся у частных и государственных учебных заведений при реализации дистанционного образования. В РФ существуют общие требования по сертификации образовательной деятельности и система аккредитации. К сожалению, некоторые важные нормативные документы недостаточно учитывают специфику дистанционного образования, но законодатели обратили внимание на имеющиеся пробелы.
Агния
Ольга, добрый день! Как развить у ребенка способность самоорганизовываться при работе на дистанционном уроке? Особенно, если дети - непоседы.
Ольга Вениаминовна
Как маму очень непоседливого ребёнка меня тоже очень волнует этот вопрос. Я не детский психолог, поэтому могу поделиться только своими наблюдениями. К самоорганизации нужно готовить в широком смысле, не только на дистанционном уроке. Приведу пример, мой ребёнок каждый день, возвращаясь из школы в пенале приносил чужие карандаши, при этом его карандаши исчезали и уже никогда не возвращались. Я очень удивилась, что карандаши исчезают и при дистанционном обучении дома. Разница лишь в том, что заменить их не чем, поэтому приходится искать. Дистанционное обучение только высветило уже существовавшую проблему.
Как родитель, вы можете совместно с ребёнком познакомиться со средой, в которой происходит обучение, изучить и показать её возможности, объяснить, что чаты, например, очень удобны, но замусоривать их тучами смайликов или абракадабрами не стоит.
Конечно, такой подход требует наших родительских сил и времени, но мы же говорим о своих детях. Да, скорее всего после таких разъяснений сходу ничего не изменится. Ребёнку нужно через опыт понять, например, что есть поведение, мешающее не только окружающим, но и ему лично. Мы дома стараемся обсуждать такие моменты не только до, но и после уроков. Например, очень показательным оказалась видеозапись и последующий аннотированный просмотр с ребёнком записей, что хорошо высвечивает некоторые проблемные точки коммуникации. Также важно предоставить ребёнку различные контексты и формы дистанционного общения: диалогового и группового, нормативного и игрового, с участием преподавателя/родителя в качестве модератора и без него.
Современные системы отслеживания и организации времени тоже не надо сбрасывать со счетов. Семейные комнаты Microsoft, Google и Apple уже позволяют достаточно мягко контролировать ребёнка, а специализированное ПО существует для всех придуманных психологами методик развития тайм-менеджмента и управления вниманием.
Нина Анатольевна
Здравствуйте! Актуальный вопрос для учителей - будут или запланированы ли курсы повышения квалификации и переподготовки преподавателей?
Ольга Вениаминовна
Повышение квалификации и переподготовка преподавателей – процесс, который не останавливался. Если речь о каких-то целевых общегосударственных программах, то не подскажу, лучше обратиться на сайты соответствующих ведомств. Поставщики курсов профессиональной (пере)подготовки функционируют, школы учителей в университете, где я работаю, этим летом не отменены, а проходят онлайн.
Надежда
Добрый день! С какого возраста можно перейти на образование онлайн
Ольга Вениаминовна
Если переход осуществляется правильно, то с любого, как преподавателю, так и учащемуся. Естественно, что время комфортного перехода индивидуально.
Ольга
Добрый день! Есть ли предметы, которые, вообще нельзя преподавать онлайн из-за потери качества обучения?
Ольга Вениаминовна
Для текущего развития техники – да, есть. Особенно это касается ремесленных дисциплин. Сейчас, работая через интернет, мы уже можем, опираясь на алгоритмы искусственного интеллекта, определять такие моменты, как правильность постановки электрода сварщика, кисти будущего художника, рук музыканта или (не удивляйтесь) оператора ЭВМ. Причём это не является сверхзадачей и, например, службы Microsoft Azure Cognitive Services предлагают готовые «кусочки алгоритмов» для создания собственных сервисов, а платформенность Azure позволяет интегрировать полученные решения в Microsoft Office 365 Education, на самом деле и в сторонние платформы тоже. Но и эта «магия» пока не совершенна, и мы пока не можем передать ученику дистанционно, например, какой на ощупь должна быть глина или своей рукой поправить положение рук/ног танцора. Я возлагаю большие надежды на технологические прорывы и снижение стоимости оборудования виртуальной реальности (VR). Как пример сервиса, приведём разработки Labster (http://labster.com/VR). Развитие таких технологий позволит великим мастерам работать с талантами со всего мира, ориентируясь на данные носимых устройств. К слову, исследователи и инженеры нашей страны сейчас активно работают по этим вопросам.
Александр
Добрый день! Возможно ли вообще перевести в дистанционное обучение часть предметов в среднем звене, например? Обществознание, МХК, ОПК?
Ольга Вениаминовна
Возможно. Это определяется техническим обеспечением образовательных учреждений, методической готовностью – если можно так сказать – к подобному переходу. Не думаю, что правильно формировать какой-то список дисциплин, которые могут быть перенесены в дистанционный режим. Дистанционное обучение не может рассматриваться как образование «пониже качеством» и, скорее всего, наоборот, открывает дополнительные возможности, например, получение образования у лучшего учителя города/региона. Добавлю, раз уж речь зашла про МХК, что мне сейчас посчастливилось участвовать в создании музея в виртуальной реальности Artheon (https://artheon.co), который позволяет при помощи шлема виртуальной реальности посетить музеи мира, посмотреть редкие экспонаты из их фондов. Здесь речь идёт не о 5-10 картинах или скульптурах, а о сотнях тысяч! Наука и здесь приходит к нам на помощь, сотрудники нашей лаборатории (Международная лаборатория интеллектуальных систем и структурного анализа под рук. С.О. Кузнецова) помогают реализовать рекомендательную систему, позволяющую подбирать тематические экспозиции и анализировать «персональный вкус» пользователя. Полагаю, что подобные решения в перспективе выведут преподавание дисциплин культурологического блока на новый уровень.
Ирина
Не добавит ли нервов выпускникам сдача экзаменов он лайн
Ольга Вениаминовна
Похожий вопрос уже звучал, согласно новостям от 21 мая, ЕГЭ будет проведён очно с соблюдением требований социальной дистанции и при оснащении пунктов сдачи средствами индивидуальной защиты.
Евгения
Как изменится уровень преподавания при дистанционке, ведь удержать внимание при бесконтактном общении очень сложно.
Ольга Вениаминовна
По моему мнению удержание внимание при контактной работе в классе сильном мифологизировано. Проблема мотивации и удержания внимания в равной степени сложна и в том, и в другом случае.
Зато «при дистанционке» нет проблемы «последней парты» и есть реальная «равнодоступность» преподавателя. К тому же сейчас бурно развиваются высокоиммерсивные технологии телеприсутствия (виртуальная и дополненная реальность) совместно с технологиями искусственного интеллекта, что обеспечивает невиданный ранее в истории потенциальный уровень управления вниманием.
Евгения
Какие качества лучше всего подходят для преподавания онлайн, а какие, наоборот, мешают
Ольга Вениаминовна
Для преподавания онлайн нет никакого отдельного набора качеств, просто нужен немного другой набор навыков преподавателя, например, важна цифровая грамотность.
Эмин
Студент следующего поколения — какой он, его навыки, знания, требования
Ольга Вениаминовна
Позволю себе помечтать. Для меня студент следующего поколения обладает следующими навыками: управление вниманием, рациональная осознанность, онтологика и 4К (критическое мышление, креативность, коммуникация и кооперация). Требования же сильно зависят от уровня и направления обучения.
Арсений
Что по вашему мнению легче преподавать он лайн
Ольга Вениаминовна
По моим представлением – почти все направления компьютерных наук (от базовой информатики до наук о данных) и медиакоммуникации (от искусства презентации до дата-журналистики).
Екатерина
Что делать, если у ребенка проблемы со здоровьем и ему нельзя много времени проводить за компьютером
Ольга Вениаминовна
Серьёзный вопрос, потому что в 100% случаев решается индивидуально для каждого конкретного ребёнка при взаимодействии с преподавателями и администрацией образовательной организации. Технически, например, существуют средства чтения с экрана (например, Immersive Reader Tools), позволяющие не сидеть за компьютером при работе с электронным текстом, а запускать его чтение вслух. Если задания не требуют для выполнения пребывания за экраном, то максимальное количество работ можно выполнять привычным способом на бумаге и, например, оцифровывать при помощи приложения-сканера Office Lens. Синхронные уроки могут быть записаны на видео и просматриваться в подходящем режиме. Но, конечно, это все требует вовлечения преподавательского состава. Формально по законам мы не имеем права, например, снимать видео урока, не оповестив всех участников.
Константин
Добрый день, кто покрывает расходы на интернет и оборудование при обучении онлайн.
Ольга Вениаминовна
В зависимости от организационно-правовой формы организации процесса дистанционного обучения расходы могут ложиться на разных участников учебного процесса.
Кирилл
Как оценить качество онлан платформы для образования
Ольга Вениаминовна
В профессиональном сообществе разработаны наборы критериев, которые обновляются с развитием педагогических методик и технологий. Современные методики оценки качества ставят во главу угла формы, типы и методики преподавания. К сожалению, в России не развит аудит образовательных платформ, но есть несколько профессиональных объединений, занимающихся вопросами качества. Поскольку единой шкалы нет и критерии сильно разняться, фактически всякий раз при внедрении мы вынуждены решать задачу многокритериальной оптимизации. Мне не хотелось бы вставать на позицию одного из рейтинговых агентств или профессиональных объедений, но вы без труда найдёте соответствующие рейтинги в сети.
Петр
Как отбирают преподавателей при дистанционном обучении, если, вообще выбирают
Ольга Вениаминовна
Давайте разберёмся. Если мы говорим о тотальном переходе в дистанционное обучение, который произошёл три месяца назад, то естественно ни о каком отборе речи не шло. Дистанционное обучение стало вынужденной мерой, приведшей все образовательные организации к необходимости массово осваивать и внедрять программные средства поддержки дистанционного образования. Если речь о заранее продуманном и подготовленном дистанционном обучении, то естественно, что при его реализации работают опытные преподаватели, функционирует система повышения квалификации и подготовки.
Нелли
Чем одна онлайн образовательная платформа отличается от другой
Ольга Вениаминовна
В первую очередь постараюсь пояснить, что такое платформа. Образовательная платформа – это единая точка доступа к её приложениям и сервисам, из которых каждый участник процессам может сам «собрать» себе подходящий комплект. Что это означает простыми словами? У студентов и преподавателей появляется одна учётная запись (обычно от электронной почты), по которой они заходят в любое платформенное приложение. Наиболее современные, облачные платформы, предоставляют облачные хранилища данных, на уровне преподавателя ведут базовую статистику (с возможностью кастомизации) по студентам и даже позволяют оформлять цифровой след как источник данных для систем аналитики, например, как в связке Microsoft Teams и Power BI на платформе Microsoft 365. Кроме того, платформа задаёт требования, выполнение которых позволяет использовать внешние приложения в рамках базовой платформы, то есть расширять возможности пользователей. При этом доступ к этим приложениям проходит «под контролем платформы», то есть через привычную точку входа с регламентацией доступа различных пользователей, что позволяет удерживаться в рамках политик безопасности.
Вполне естественно, что платформы отличаются одна от другой архитектурой и наборами сервисов, некоторые платформы, например, вообще не сравнимы одна с другой. Так, я часто слышу сравнение Zoom и Skype, а оно вообще не корректно, так как Zoom – платформа, а Skype нет. Более того, иногда путаница возникает в рамках одной платформы, например, сервисы Skype, Skype for Business и Teams.
Людмила
Как правильно сидеть перед компьютером при дистанционном обучении
Ольга Вениаминовна
Как правильно сидеть перед компьютером область проработанная со времён возникновения первых операторов ЭВМ, например, на сайте «Курсов компьютерной грамотности» если правила организации рабочего места и схемы правильной посадки (https://kkg.by/kak-pravilno-sidet-za-kompyuterom/). На самом деле абсолютно все аспекты организации рабочего места покрываются серией международных стандартов и ГОСТ серии 9241. Кроме того, существуют требования СанПин по работе с компьютером для детей, выдержки на них опубликованы, например, на региональных сайтах Роспотребнадзора (http://04.rospotrebnadzor.ru/index.php/press-center/press-reliz/12255-11042020.html) и (http://12.rospotrebnadzor.ru/rss_all/-/asset_publisher/Kq6J/content/id/285129)
Ольга
Как учиться общаться в сети
Ольга Вениаминовна
Общение в сети, как мы с Вами знаем, это не только новые возможности, но и новые опасности. Поэтому Вы совершенно правы, что нужно учиться общаться в сети. Начать можно со страницы «Сетевой этикет» в Википедии (https://ru.wikipedia.org/wiki/Сетевой_этикет). Есть достаточно общие рекомендации по этике использования синхронных и асинхронных каналов коммуникации. Думаю, что любой участник группового чата WhatsApp не понаслышке знаком с препирательствами по поводу ночных сообщений и необходимости держать оповещения включёнными или выключенными. Говоря об опасностях, детям и взрослым, разумеется, нужно проявлять внимательность не только при общении с неизвестными в социальных сетях и мессенджерах, но и при добавлении контактов, очень часто в социальных сетях в друзья добавляются боты, собирающие закрытые данные или, что ещё хуже, злоумышленники с преступными намерениями. То есть частью обучения должна стать практика в области информационной безопасности. Простейшие правила можно найти на сайте «Безопасность пользователей в сети интернет» (https://safe-surf.ru/users-of/article/225/).
Вика
Насколько психика ребенка-дошкольника страдает от постоянного обучения за компьютером?
Ольга Вениаминовна
В данном случае могу ответить только как дилетант – если соблюдаются нормы СанПин по возрасту, то влияние минимально. Постоянно включённый телевизор оказывает не менее плохое воздействие на психику ребёнка, чем несколько часов обучения при помощи компьютера или телефона/планшета. Обращаю ваше внимание, что развитие технологий привело к смене фокуса внимания и многие родители упускают из вида, например, что ребёнок выполняет требования по работе с компьютером, но при этом в доме постоянно в фоне включён телевизор, дающий не меньшую нагрузку.
Иван
Какие навыки не будут развиты при дистанционном образовании
Ольга Вениаминовна
Моё личное мнение, что таких навыков нет для мотивированного ученика. Давайте вспомним, что существует, например, самообучение, когда учитель как таковой полностью отсутствует в процессе.
Юрий
Кто несет ответственность за качество онлайн образования — родители, дети или школа?
Ольга Вениаминовна
За качество образования по 273-ФЗ. Ст. 28 отвечает образовательная организация, форма реализации образования не фиксирована.
Антон
Как быть с физкультурой и спортивными групповыми играми при дистанционном обучении.
Ольга Вениаминовна
В идеале занятия физкультурой требуют более развитой технической инфраструктуры, чем видео-уроки. Мне сложно судить о качестве, но мы видим примеры виртуальных тренеров, которые по данным фитнес-браслетов контролируют тренировку через приложение на телефоне. Конечно, в групповые динамические игры, сидя один в комнате не поиграешь. Пока мы технологически не дошли до такого уровня смешанной реальности, чтобы играть, например, в футбол с голографическими аватарами других игроков. Хотя уже есть реализации всенаправленных дорожек, которые это позволяют (http://gadgets-reviews.com/ru/obzory/576-ubegaya-ot-realnosti-begovye-vr-dorozhki.html).
Анатолий
Будут ли в скором будущем преподаватели-боты давать детям базовые знания по предметам?
Ольга Вениаминовна
Полагаю, что будут или не будут – это скорее вопрос законодательный и административный. Технологических препятствий к этому уже сейчас практически нет, и все игроки образовательного рынка активно развивают адаптивное персонализированное обучение на основе искусственного интеллекта.
Людмила
Какие планы по развитию онлайн образования с учетом пандемии вируса Ковид у государства и минпросвещения.
Ольга Вениаминовна
Вряд ли смогу сообщить вам что-то определённое, так как не имею отношения к указанным организациям.
Егор
Какие сложности в связи с текущей ситуацией выявили разработчики платформ для он лайн образования
Ольга Вениаминовна
Насколько мне известно, основных сложностей три. Первая – это резко возросшая нагрузка на оборудование, которое иногда не справлялось, все мы помним временную недоступность некоторых сервисов. Вторая – нереализованность некоторых сценариев для масштабной поддержки дистанционного обучения. И надо сказать, большинство вендоров откликнулись и в ускоренных темпах дорабатывали и продолжают дорабатывать свои платформы. Это вселяет оптимизм, потому что программы становятся все более клиентоориентированными. На личном примере за вот уже почти три месяца дистанционной работы, в Microsoft Teams дополнительный функционал для преподавателей появляется едва ли не каждую неделю. Третья проблема – безопасность с точки зрения вторжений, обеспечения безопасности данных и приватности работы. По этим вопросам коллеги тоже не подводят и достаточно быстро реагируют по ситуации, достаточно, вспомнить хотя бы оперативное введение паролей в конференции Zoom.
Илья
Как ситуация с пандемией повлияла на образовательную систему в России
Ольга Вениаминовна
Вопрос скорее к исследователям и экспертам в области управления образованием в России. Позвольте дать вам ссылку на подходящее к теме интервью с научным руководителем института образования НИУ ВШЭ И.Д. Фруминым (https://vogazeta.ru/articles/2020/5/12/distant/12924-pandemiya_dala_zhestkuyu_otsenku_vsem_formatam_onlayn_obucheniya?fbclid=IwAR3Vw8mIjjluVH12dG8RNS8ANH5HAgQG5ZQTCDdEHj9KIx--LYz_OoCXexM)
Меня зовут Мария Казанская. Хочу задать вопрос о наболевшем.
Я мама шестиклассника, и все "прелести" дистанционного обучения, как и большинство родителей школьников, познала не понаслышке.
Мы проживаем в небольшом поселке под Брянском. Наша школа не организовывала онлайн-уроки. Обучение свелось к тому, что учителя сбрасывали задания, а мы их выполняли и к определенному времени присылали ответы. Изредка нам скидывали ссылки на видеоуроки.
Как и остальные родители, плотно вовлеченные в образовательный процесс волею судьбы, наша семья крепко освоила большинство предметов 6 класса.
Также мой сын обучается в школе искусств, 6 класс музыкального отделения, фортепиано. Про дистанционное обучение музыкалки рассказать без слез невозможно! Урок игры на инструменте по видеосвязи и контрольные по сольфеджио вообще за гранью реальности!! И помочь ребенку нечем, это не школьные предметы, где можно сесть и вникнуть самому. Я не представляю, как учились дистанционно дети, которые ходят на хореографию.
Провожая нас на летние каникулы, классный руководитель предупредила , что расслабляться рано. Ограничения никто пока не снял, возможно, до конца года сохранится такой порядок в обучении. В СМИ, которые просто кипят, обсуждая дистанционное обучение, активно насаждается идея о ПОЛНОМ переходе на дистанционку.
В связи с этим, мой вопрос такой. Не кажется ли Вам, что такое интенсивное внедрение дистанционного обучения ведется с одной-единственной целью- вообще удалить ученика из образовательного процесса? Школе оставят только надзорные и контролирующие функции, а вся тяжесть и вся ответственность обучения ляжет на родителей. Про систему дополнительного образования вообще можно забыть. Как можно обучать игре на инструменте или танцам по видеосвязи? И во что это выльется- в огромное количество неграмотных, необразованных детей, в перспективе- сырье для тюрем и криминала? Куда пойдут учится дальше эти дети, "выученные" родителями, какие профессии они смогут получить? И смогут ли? А родители? Во что превратится их жизнь?
Система школьного образования в своем прежнем виде (классно-урочном) вызывает очень много критики. Но дистанционка разрушит и это, последнее, что осталось от советской педагогической системы, лучшей в мире. Образование сведется к простому перемещению денежных средств от родителей к репетиторам.
Право на образование нам гарантирует Конституция. Но дистанционка выше этого???
Ольга Вениаминовна
Придётся сначала последовать совету классика и отделить мух от котлет. Пойдём с конца. Конституция не оговаривает, в какой форме должно реализовываться право на образование. Образование и до COVID имело большую долю репетиторства и здесь вопрос только в изменении этой доли, о чём можно будет серьёзно поговорить в конце года с накоплением статистики. «Внезапная дистанционка», как и любой кризис, просто высветила существующие проблемы, которые зачастую было не принято обсуждать. Сырьё для криминала поставляется вполне очевидными путями, и форма образования на эти пути либо не влияет, либо влияет «в другую сторону» (так как молодёжную банду тяжело себе представить в МЭШ).
Что касается родителей, то да, мы все оказались в тяжёлой ситуации. Кому-то повезло с учителями больше, кому-то меньше, но отрицать возросшую нагрузку бессмысленно. Мои дни, как мамы, уже три месяца начинаются уроками младшей школы, а заканчиваются парами в магистратуре. Наши дети пришли со своими проблемами к тем, кто им всегда поможет и поддержит – к своим родителям. Надеюсь, что мы справились.
Однако, давайте попробуем разобраться в самом переходе на дистанционное обучение и его перспективах в России. Оперативно и достаточно гладко перейти в онлайн можно только имея за плечами опыт работы с программным обеспечением, поддерживающим дистанционное обучение. Я говорю «достаточно», потому что неожиданности и форс-мажоры неизбежно возникают при работе со сложными системами. Да и культура не только разработки, но и оценки эффективности образовательного программного обеспечения у нас пока достаточно низкая, рекомендую почитать пронзительное интервью с научным руководителем института образования НИУ ВШЭ И.Д. Фруминым (https://vogazeta.ru/articles/2020/5/12/distant/12924-pandemiya_dala_zhestkuyu_otsenku_vsem_formatam_onlayn_obucheniya?fbclid=IwAR3Vw8mIjjluVH12dG8RNS8ANH5HAgQG5ZQTCDdEHj9KIx--LYz_OoCXexM). И, естественно, дистанционное обучение – это не только «программки и железки», но и принципиально иной по сравнению с очным и даже гибридным формат обучения, для которого существуют свои правила и методики, не владея которыми, переходить в онлайн проблематично.
В работе я уже много лет поддерживаю гибридный формат обучения, студенты ещё до тотального онлайна связывались со мной во внеурочное время через Microsoft Teams, там же мы хранили учебные материалы, проводили контрольные и самостоятельные работы. Сейчас для нас исчезли только встречи в аудитории и появился канал с видео, которые мы записываем во время синхронных встреч. Тем не менее, я очень надеюсь, что повторно так спешно переходить в онлайн нам больше не придётся.
Юлия
Как будет организован процесс дистанционных экзаменов?
Ольга Вениаминовна
Поскольку я не отношусь к людям, от которых зависят итоговые решения по этому вопросу, то не могу сказать как именно. К счастью для нас вариантов не очень много и можно перечислить их все: перенос экзаменов на более поздний срок, проведение очных экзаменов в условиях повышенных норм санитарной безопасности, вывод результаты экзаменов из альтернативных источников, проведение экзаменов дистанционно онлайн. Все перечисленные варианты небесспорны, имеют много плюсов и минусов, поэтому очень рекомендую познакомиться с их подробным обсуждением на основе мирового опыта как возможных сценариев для ГИА и ЕГЭ 2020, предложенным специалистами института образования НИУ ВШЭ (https://ioe.hse.ru/sao_ege).
Елена
Как вы считаете, удалось ли хоть немного наладить процесс дистанционного обучения за такой небольшой срок? Судя по отзывам, преподавателям сложно контролировать учеников на расстоянии, а студенты в свою очередь жалуются на слишком большое количество заданий, с которым им тяжело справиться.
Ольга Вениаминовна
Если считать ключевым слово «немного», то да удалось. Любое кардинальное изменение привычных процессов вызывает у многих участников сложности и, как следствие, отторжение. Оно как раз и выражается в подобных жалобах. Естественно, что преподаватели и студенты оказались на переднем крае, для них серьёзно изменилась и коммуникация, и способ доставки учебных материалов, и даже жизненный график. Не будем забывать, что многие отправились на самоизоляцию по домам в разные регионы, что при колоссальном размахе часовых поясов в России перевело некоторые пары либо на поздний вечер, либо на раннее утро. Но говоря о «наладке» процессов в целом, я бы отметила две важные группы участников – это администраторов и технических специалистов, на чьи плечи легла серьёзная организационная нагрузка по принятию срочных технологических решений от выбора программных средств до их покупки и внедрения...
Римма
Как преподавателям подготовиться к сдаче экзаменов в онлайн-формате? Какие барьеры нужно предусмотреть?
Ольга Вениаминовна
Подготовка к экзаменам онлайн серьёзно зависит от формы его реализации, то есть что требуется от студентов, например, устный экзамен и компьютерный тест потребуют разной подготовки, начиная, от заданий и заканчивая программными средствами поддержки. Мне кажется важным напомнить про риски, связанные с онлайн экзаменами. Да, больше всего сейчас на повестке дня вопрос тотального списывания, но на самом деле список рисков шире. Например, нестабильный или отсутствующий интернет, (внезапное) выключение электричества, недостающая аппаратура как на стороне студента, так и на стороне преподавателя. Если, к счастью, коллега-преподаватель обеспечен минимальным набором: компьютер с камерой и микрофоном, то резонно заранее продумать и согласовать с администрацией учебного заведения сценарии работы в случае форс-мажоров: дополнительные дни, резервные потоки и проч. Это касается и подтверждения технических неполадок во время экзамена: что считается достаточным обоснованием, например, для студента пройти экзамен в резервный день? С одной стороны для студентов действует презумпция невиновности, с другой – червь сомнений начинает съедать преподавателя и администрацию задолго до экзамена, чтобы снизить нервозность желательно заранее проработать процессы, как говорилось выше.
Юрий
Как студентам нужно подготовиться к дистанционным экзаменам с моральной точки зрения и с технической? Ведь далеко не все дети облают самоорганизацией.
Ольга Вениаминовна
Забавно, но за последние годы студенты перекочевали в разряд «детей», а это далеко не так. Большинство наших студентов уже на первом курсе старше 18 лет, то есть мы имеем дело со взрослыми людьми, которые пришли получать высшее образование. В идеале – это люди, сделавшие осознанный выбор, обучающиеся для старта карьеры в выбранной отрасли. Но в любом случае помогать надо и взрослым людям, поэтому в первую очередь естественным видится развитие у студентов цифровой гигиены, знакомство с принципами управления временем, для реализации которых удобно использовать приложения-планировщики и трекеров задач. Кроме того, следует обязательно заранее выяснить, в какой цифровой среде будут проходить экзамены и познакомиться с ней, попробовать проделать действия, которые потребуется проделывать на экзамене. Разумеется, последнее невозможно без непосредственной поддержки преподавателей и/или администрации, если речь о масштабных экзаменах.
Михаил
Как контролировать учеников при сдаче экзамена-онлайн? Есть ли какие-то инструменты, которые могут помочь избежать списывания?
Ольга Вениаминовна
Использовать опыт сертификаций платформ массовых открытых онлайн курсов (МООК) и профессиональных организаций по организации экзаменов онлайн. Сейчас существует специализированное программное обеспечение – системы онлайн прокторинга, позволяющие обеспечить соблюдение регламентных процедур экзамена: однозначную идентификацию личности сдающего и контроль за честностью. Сразу оговорюсь, что система прокторинга не гарантирует вас от списывания, но является удобным инструментом, позволяющим существенно усложнить условия для недобросовестного участника экзамена.
Николай
Могут ли родители помочь своим детям в подготовке к экзаменам в онлайн-формате?
Ольга Вениаминовна
Да, и технологическая помощь не первая в списке. Самое важное – не нагнетать, ваше спокойствие, пусть даже видимое, поможет ребёнку фокусироваться на предметной подготовке и освоении формата экзамена, сейчас уже очевидно, что он изменится. Даже если изменения на первый взгляд не существенны, например перенос на более поздний срок, для человека, находящегося в состоянии предэкзаменационного стресса, это очень серьёзно.
Алексей
В нашем университете каждый учитель проводит занятия на разных платформах. Это очень тяжело ведь нам приходиться учиться пользоваться разными инструментами и постоянно перепрыгивать в разные приложения. Как вы считаете, как донести до педагогов, что использование только одного приложения облегчит работу, как студентам, так и всему ВУЗу?
Ольга Вениаминовна
Позволю себе внести ясность, чтобы никого не запутать ответом. Конкретное приложение (сервис) и платформа (технологическая основа для функционирования сервиса и доступа к нему) – совсем разные вещи, что делает фразу «приложение для платформы» осмысленной. Для учебного процесса, в котором используются цифровые инструменты, состояние «зоопарка» приложений совершенно нормально. Это объясняется разнообразием образовательных задач и содержания учебных дисциплин. Даже такой пример как система поддержки взаимного оценивания может оказаться разной для использования на гуманитарных и технических направлениях. Поэтому использование одного приложения не просто не облегчит работу, а усложнит её или сделает вовсе невозможной.
А вот с платформой ситуация в корне другая. Образовательная платформа – это единая точка доступа к её приложениям и сервисам, из которых каждый участник процессам может сам «собрать» себе подходящий комплект. Что это означает простыми словами? У студентов и преподавателей появляется одна учётная запись (обычно от электронной почты), по которой они заходят в любое платформенное приложение. Наиболее современные, облачные платформы, предоставляют облачные хранилища данных, на уровне преподавателя ведут базовую статистику (с возможностью кастомизации) по студентам и даже позволяют оформлять цифровой след как источник данных для систем аналитики, например, как в связке Microsoft Teams и Power BI на платформе Microsoft 365. Кроме того, платформа задаёт требования, выполнение которых позволяет использовать внешние приложения в рамках базовой платформы, то есть расширять возможности пользователей. При этом доступ к этим приложениям проходит «под контролем платформы», то есть через привычную точку входа с регламентацией доступа различных пользователей, что позволяет удерживаться в рамках политик безопасности.
Георгий
Какие плюсы и минусы есть в дистанционном формате экзамене?
Ольга Вениаминовна
Плюсом я считаю возможность проведения экзаменов для географически разделённых участников. Это важно для желающих учиться в определённом учебном заведении при невозможности релокации, для взрослых с плотным рабочим графиком, а также людей с ограниченными возможностями. То есть если дистанционное обучение повышает доступность образования, то дистанционный экзамен позволяет «замкнуть» и предоставить данные для сертификации или присвоение квалификации специалистам.
Серьёзных минусов у дистанционного экзамена два. Первый – сложность реализации мероприятий, связанных с честностью: отсутствие списывания, подлога и т.п. Поскольку сейчас в борьбе за честность используются системы прокторинга, за их счёт происходит рост количества образовательного программного обеспечения, что неминуемо отражается на стоимости образования (вне зависимости от того о коммерческом или бюджетном образовании мы говорим). Если говорить о повышении вариативности заданий за счёт их автоматической генерации или привлечении адаптивных и других интеллектуальных систем учебного назначения, вопрос стоимости может оказаться критическим. Второй минус – высокая технологичность экзамена предъявляет повышенные требования к техническому обеспечению как со стороны экзаменаторов, так и со стороны экзаменуемых. Поддержка инфраструктуры экзамена – особенно массового – также требует серьёзных вложений средств не только в железо, но и в содержание штата специалистов. К счастью, за счёт прогресса в ИТ и конвергенции технологий железо и программное обеспечение непрерывно дешевеет.
Ольга
Применялся ли такой формат экзаменов раньше?
Ольга Вениаминовна
Применялся, самым ярким примером являются сертификационные экзамены профессиональных организаций, например, американская ассоциация вычислительных машин (ACM) уже много лет предоставляет возможности сертифицироваться онлайн. Более свежий опыт – открывшиеся за последние годы сертифицированные треки и даже магистерские программы на платформах массовых открытых онлайн курсов (МООК), последние позволяют по результатам успешного обучения получать не только сертификаты, но и дипломы университетов.
Никита
Как вы считаете будет ли востребована в будущем такой формат экзаменов? На кого он будет ориентирован?
Ольга Вениаминовна
Думаю, что даже доизоляционной динамики роста онлайн обучения достаточно, чтобы дать положительный ответ на этот вопрос. Полагаю, что в условиях постоянно снижающейся стоимости оборудования, особенно мобильного, основными потребителями станут люди, получающие образование самостоятельно и на открытых образовательных ресурсах. Отмечу, что практически всё современное программное обеспечение учебного назначения функционирует на мобильных устройствах практически без потерь функциональности, это серьёзный шаг к расширению круга лиц, которым доступно образование и возможность проходить экзамены дистанционно, включая квалификационные.
Ян
Нужно ли и дальше развивать современные технологии в ВУЗах/школах или базовых знаний достаточно для того, чтобы оперативно перестроится на формат дистанционного образования?
Ольга Вениаминовна
Очень глубокий вопрос. По моим представлениям нужно, необходимо и обязательно, потому что мир изменяется, можно, конечно, на него обижаться за это, но вряд ли это продуктивно. Я считаю, что базовых знаний недостаточно, нужны как минимум базовые навыки, а чтобы эти навыки формировались и поддерживались цифровая инфраструктура должна присутствовать в жизни студентов и преподавателей. Думаю, что преподавателям это очевидно, ведь они постоянно работают со студентами и решают задачи формирования навыков.
Оперативно и достаточно гладко перейти в онлайн можно только имея за плечами опыт работы с программным обеспечением, поддерживающим дистанционное обучение. Я говорю «достаточно», потому что неожиданности и форс-мажоры неизбежно возникают при работе со сложными системами. Да и культура не только разработки, но и оценки эффективности образовательного программного обеспечения у нас пока достаточно низкая, рекомендую почитать пронзительное интервью с научным руководителем института образования НИУ ВШЭ И.Д. Фруминым (https://vogazeta.ru/articles/2020/5/12/distant/12924-pandemiya_dala_zhestkuyu_otsenku_vsem_formatam_onlayn_obucheniya?fbclid=IwAR3Vw8mIjjluVH12dG8RNS8ANH5HAgQG5ZQTCDdEHj9KIx--LYz_OoCXexM). И, естественно, дистанционное обучение – это не только «программки и железки», но и принципиально иной по сравнению с очным и даже гибридным формат обучения, для которого существуют свои правила и методики, не владея которыми, переходить в онлайн проблематично.
В работе я уже много лет поддерживаю гибридный формат обучения, студенты ещё до вынужденного перехода на дистанционной обучение связывались со мной во внеурочное время через Microsoft Teams, там же мы хранили учебные материалы, проводили контрольные и самостоятельные работы. Сейчас для нас исчезли только встречи в аудитории и появился канал с видео, которые мы записываем во время синхронных встреч. Тем не менее, я очень надеюсь, что повторно так спешно переходить в онлайн нам больше не придётся.
Елизавета
Будет ли выработан единый стандарт для всех школ по дистанционному обучению
Ольга Вениаминовна
На всякий случай напомню, что по действующему закону об образовании – дистанционное обучение не является формой получения образования, а относится к технологиям. Право выбора технологии обучения закреплено за образовательной организацией, поэтому единые стандарты здесь не подойдут (https://base.garant.ru/71770012/). По моим представлениям скорее могут появиться рекомендации, как сейчас со списками учебников, или некоторый технологический стандарт «де-факто».
Жанна
Какова ситуация будет с учебными пособиями, тоже в формате электронных книг и доступов
Ольга Вениаминовна
К сожалению, не могу предугадать ситуацию, потому что не ясна отправная точка (то есть от какого момента наступает «будет»). Уточню, что сейчас основные издательства учебной литературы имеют масштабные архивы электронных книг и проработанные режимы доступа к ним для образовательных организаций.
Владислав
Насколько онлайн образование способно, по вашему мнению, вытеснить формы очного обучения в больших классных коллективах
Ольга Вениаминовна
В первую очередь я бы разделила онлайн образование, как массовый открытый онлайн курс (МООК) от дистанционного обучения. Если в МООК ключевое слово «массовый», то не все методики дистанционного обучения подходят под большие учебные группы. То есть «дистанционный» - не всегда массовый. Но примеры массовых дистанционных занятий существуют. Мне очень нравится история австралийского профессора Келлермана, успешно реализовавшего командную практику по решению задач для 550 студентов Австралии и нескольких десятков островов Океании (https://news.microsoft.com/features/high-tech-for-higher-ed-an-australian-engineering-professor-revamps-student-learning-with-teams/) средствами Microsoft Teams и нескольких сервисов платформы Microsoft 365. По сути, из базовых сервисов платформы он «собрал» собственную под конкретную педагогическую задачу, причём достаточно сложную задачу, не каждый из нас возьмётся за группу в полтысячи человек.
Вероника
Как скоро и планируется ли, вообще, перевести сдачу экзаменов в формат онлайн тестов на «удаленке».
Ольга Вениаминовна
Не смогу подсказать, потому что не занимаюсь соответствующими нормативными вопросами в соответствующих организациях. Могу только уточнить Ваш вопрос, что «удалёнка» не означает, что онлайн экзамены проходят именно в виде тестов, существует ещё масса видов контрольно-измерительных мероприятий, которые могут проходить онлайн в компьютерной форме.
Инга
Как организован процесс дистанционного обучения и экзаменов для детей, которые имеют проблемы со здоровьем?
Ольга Вениаминовна
Что касается дистанционного обучения, то, как я уже писала выше, для детей с проблемами со здоровьем процесс должен выстраиваться индивидуально. Технические средства, помогающие, осваивать материал, например, слабослышащим или слабовидящим ребятам существуют, они позволяют либо использовать тексты вместо звуковых материалов, либо наоборот, озвучивать тексты программами-синтезаторами. Относительно экзаменов, насколько мне известно существуют регламенты организации особых условий экзаменов, которые включают возможность сдачи экзаменов и с использованием компьютера (http://gia.edu.ru/ru/graduates_classes/rights/).
Глеб
Кто гарантирует экзаменуемому безподтасовочный результат.
Ольга Вениаминовна
Формально, организатор экзамена. Но в нормативных документах именно такого термина нет. А содержательно всё зависит от двух характеристик: репутации организатора и прозрачности/прослеживаемости процедуры.
Олег
Какие планы по распространению экзаменов в формате дистанционной сдачи по территории РФ.
Ольга Вениаминовна
Не подскажу, так не связана с организациями, занимающимися стратегическим планированием образования на уровне РФ.
Василиса
Как быстро будут обрабатываться результаты дистанционных экзаменов.
Ольга Вениаминовна
Чтобы ответить на этот вопрос необходимо в точности понимать процедуру проведения дистанционных экзаменов, а также технологический стек, задействованный в реализации. К сожалению, мне такая информация неизвестна, поэтому не смогу сориентировать Вас. В принципе, если сбор работ происходит с использованием компьютеров, то есть исключает ручной труд, то процессы становятся заметно эффективнее. Интеллектуальные технологии, конечно, позволят существенно ускорить проверку работ, сданных даже в форме эссе или сочинения. Полагаю, что это наше ближайшее будущее.
Аня
Ситуация, когда при дистанционном экзамене выключился свет в доме. Как быть? И вообще, насколько уже сформированы положения и инструкции для всех участников цепочки.
Ольга Вениаминовна
При сдаче экзаменов дистанционно в процедуру закладывают резервные часы и даже дни на случай подобных форс-мажоров. Нужно смотреть локальные регламенты организации-организатора.
Максим
В текущей ситуации моя дочь, учащаяся творческого колледжа, сдает экзамены он-лайн ( летняя сессия). Это требует большого напряжения. По два экзамена в день, что вызывает у меня серьезные опасения за ее здоровье. Насколько вообще существует на сегодня регламент проведения сессий он-лайн для ССузов?
Ольга Вениаминовна
Существует приказ «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в 2019/20 учебном году (http://regulation.gov.ru/projects#npa=101559).
Денис
Добрый день. Я заканчиваю художественную школу ( доп образование). В этом году нам предложили сдать все онлай. То есть сделать фото рисунков и отправить. Качество фотографии у меня явно хромает. Получается, что мои работы будут оценены плохо, что на мой взгляд не соответствует действительности. Как мне быть в этой ситуации?
Ольга Вениаминовна
К сожалению, я далека от творческого образования. Как технарь, конечно, я бы на вашем месте постаралась «выжать» из техники максимум. Например, я телефоном снимаю через приложение-сканнер Office Lens (есть для всех мобильных платформ), качество получается приемлемым. Даже с Office Lens полезно сделать несколько снимков с разных ракурсов, с разного расстояния и с разным освещением, после чего выбрать лучший. Но в любом случае, если речь не об очень хорошем фотоаппарате с хорошей оптикой, то какие-то искажения цветов и геометрии будут присутствовать.
Анатолий
Я будущий абитуриент. При дистанционной сдаче экзаменов какова будет процедура аппеляции?
Ольга Вениаминовна
Процедура апелляции – это часть цепочки процедур организации экзаменов. Соответственно, определяется она для каждой цепочки индивидуально. Поскольку речь, видимо, идёт о ЕГЭ, то сейчас нет нормативной базы для организации экзамена онлайн, соответственно и процедура апелляции не регламентирована.
Вера
При подготовке регламентов по дистанционному образованию методиками или работами каких зарубежных стран будет опираясь департамент образования?
Ольга Вениаминовна
Не могу вам сказать, потому что не работаю в департаменте образования. Методики дистанционного образования – знание интернациональное. Кроме того, теоретическая база дистанционного образования в России серьёзно проработана ещё в начале 2000-х. А имеющийся исторический опыт не позволяет прогнозировать решения «департаментов», так как в анамнезе у нас только нормативные ограничения на дистанционное образование.
Зоя
Как я понимаю, никаких правил и норм у нас на сегодня нет по дистанционному обучению\образованию. Педагоги, в основной своей массе, к образованию он лайн не готовы, учителей новой формации мы пока не вырастили, что делать?
Ольга Вениаминовна
В России действует 273-ФЗ об образовании, статья 16 этого закона связана с реализацией образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в мае этого года к закону утверждены поправки, касающиеся дистанционной реализации образовательных программ и государственной итоговой аттестации при режиме ЧС или повышенной готовности. Согласно весенним исследованиям института образования НИУ ВШЭ многие учителя использовали онлайн ресурсы ещё до перехода в онлайн и планируют продолжать их использовать в работе и дальше (http://ioe.hse.ru/data/2020/05/27/1550223489/ФО_4(29)_электронный.pdf). Это вовсе не означает отказ от очного обучения, но может означать, что педагогов, реализующих гибридное обучение, в России, станет больше.
Людмила
Как дистанционно учиться детям, которые отличаются от других и имеют проблемы со здоровьем? Слабо видят или слабо слышат. Ведь им и в очном обучении приходится непросто. Есть ли какие-то технологии, которые помогают им?
Ольга Вениаминовна
Да, конечно, такие технологии есть. Более того, часто они являются единственным способом получить качественное образование ребятам с ограниченными возможностями. Я уже упоминала в ответах, что для электронных текстов существуют специализированные средства чтения с экранов (например, Immersive Reader Tools), использующие высококонтрастные темы и позволяющие запускать озвучивание текстов, а не проглядывать их. Существуют неплохие клавиатуры и «мониторы» со шрифтом Брайля. В случаях проблем со слухом применяются интерактивные учебные пособия, текстовое и визуальное представление учебных материалов, автоматическая генерация субтитров (которая сейчас доступна в Microsoft Teams и Skype). Ну и сама компьютерная форма работы позволяет, например, избегать рукописных работ, заменяя создание текста клавиатурным вводом, экранными клавиатурами и даже развитыми сейчас средствами голосового ввода. К слову, голосовые помощники сейчас распознают речь (монолог) лучше человека.
Федор
Сейчас поднимается волна обсуждений о том, что Министерство образования собирается ввести дистанционное образование и очного обучения больше не будет. Как вы, как преподаватель относитесь к этой перспективе?
Ольга Вениаминовна
Давайте разделим ответ на две части. Первое, я вовсе не уверена, что очного обучения больше не будет по крайней мере в краткосрочной перспективе. Второе, уже относительно меня как преподавателя. Я и до онлайна работала в гибридном формате и очень активно использовала Microsoft Teams, Kahoot!, PeerGrade и другие приложения для коммуникации со студентами, геймификации процессов и управления учебными материалами. Персонально меня совершенно не пугает перспектива работы в дистанционном режиме, скорее – это возможность стереть границы и работать с ребятами из разных регионов России, возможно, даже мира, если учебное содержание моих дисциплин будет конкурентноспособно. Единственное затруднение для синхронных активностей – часовые пояса. В этом году я от факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ руковожу двумя дистанционными летними школами (одна для учителей информатики, вторая по мобильной разработке для школьников). Конечно, для преподавателей школ такой переход – это вызов и новый опыт, но мы были готовы к нему технологически и сейчас «перестраиваем» привычное нам по прошлым годам пространство под дистанционный формат. Уверена, что всё пройдёт не беспроблемно, но у нас дружная команда, поэтому сложные ситуации мы будем «вытаскивать» сообща, как и всегда делали это офлайн.