Коллегия из трех судей высокого ранга в составе лорда-судьи Ричардса, лорда-судьи Трейси и судьи Миттинга приняла постановление, отменяющее решение министра внутренних дел Терезы Мэй не проводить публичного государственного расследования (public inquiry) причастности Российской Федерации к убийству Литвиненко. Аргументы, приведенные правительством, коллегия сочла несостоятельными не только с юридической, но и с логической точек зрения.
Еще в прошлом году судья-коронер Роберт Оуэн, проводящий официальное дознание причин смерти Александра Литвиненко, пришел к выводу, что в секретных материалах содержатся указания на возможную причастность к этому делу российских официальных лиц. А также документы, свидетельствующие о том, что британские власти в определенной степени ответственны за то, что не смогли предотвратить эту смерть.
В связи с этим, Оуэн обратился к британскому правительству с просьбой переквалифицировать дело в публичное государственное расследование, поскольку рамки дознания не позволяют рассматривать засекреченные материалы. Однако правительство в лице министра внутренних дел Терезы Мэй ответило отказом.
Объясняя свое решение в письме к судье Оуэну, госпожа Мей отмечала, что одним из факторов, повлиявших на его принятие были международные отношения. “Некоторым из наших зарубежных партнеров проще объяснить факт расследования под руководством независимого коронера, чем если бы о расследовании распорядилось правительство, а руководил им назначенный правительством председатель, обладающий правом в закрытом режиме знакомиться с правительственными материалами", - говорилось в письме министра. При этом, она не уточняла, является ли этим зарубежным партнером Россия.
Вместе с тем, госпожа Мэй приводила и чисто юридические причины своего решения. Она также утверждала, что публичное расследование почти наверняка потребует гораздо больше времени и денег, чем коронерское дознание.
После отказа правительства, судье Оуэну ничего не оставалось, как исключить из дознания вопрос о причастности к делу Российской Федерации. Тем более, что и сама Россия всегда отрицала какую либо причастность к смерти Литвиненко.
Однако вдова покойного и его сын Анатолий с этим не согласились и обратились с жалобой в Высокий суд.
Обращаясь во вторник к журналистам, Марина Литвиненко сказала: "Я довольна сегодняшним решением. Мы всегда говорили, что аргументы правительства против полного расследования участия Российского государства бессмыссленны. Теперь с этим согласился Высокий суд. Я всегда полностью доверяла британскому правосудию, и сегодняшнее решение это подтвердило... Ведь правительство, по идее, должно быть заинтересовано разобраться в том, кто стоит за убийством британского гражданина на улицах Лондона с помошью радиоактивного яда. Теперь решение за Терезой Мэй. Я хочу спросить у ее как женщина женщину, как бы она чувствовала себя на моем месте? Если бы ее муж был убит таким ужасным образом, хотела бы она знать всю правду? Я призываю Терезу Мэй принять решение Высокого суда и назначить расследование, которое опеределило бы ответственность Российского государства за убийство Саши."
“Таймс” назвала судебный вердикт “пощечиной правительству”. Би-Би-Си считает вердикт “моральной победой Марины Литвиненко”.
Кстати, как сказал ее адвокат, если бы судьи отклонили жалобу, Марине пришлось бы заплатить судебные издержки, которые составляют не менее 40 тысяч фунтов (более 2 млн. руб.).
По решению суда, г-же Мэй необходимо до конца недели определиться, будет ли она обжаловать постановление коллегии, или пересмотрит свою позицию. Впрочем, как заявил лорд-судья Ричардс, “если министр соберется настаивать на отказе от публичного расследования, ей придется привести значительно более веские доводы”.
Представитель британского МВД заявил прессе: “Мы внимательно изучаем решение суда. Правительство продолжит целиком и полностью кооперироваться с коронерским дознанием по поводу смерти Александра Литвиненко”.
Очевидно, что упоминание коронерского дознания является прямым намеком на то, что в правительстве недовольны судебным вердиктом и постараются найти способ избежать публичного расследования.
Зураб НАЛБАНДЯН, собкор МК в Лондоне.
Зураб НАЛБАНДЯН.