Рейтинговое агентство Standard & Poor’s подсчитало, что за 16-дневный период, в течение которого у правительства страны не было бюджета, экономика США потеряла как минимум $24 млрд. И дальше становилось бы хуже в геометрической прогрессии – на этот счет практически ни у кого из экономистов сомнений нет. Слава Богу, безбюджетное безвременье осталось позади, и о «долговой потолок» 17 октября правительство США тоже не «ударилось» – ему подняли лимит заимствования кредитов. Но резолюция, за которую проголосовал в среду Сенат, а вслед за ним и Палата представителей, – это еще одна «времянка», которая не решает долгосрочных проблем. Очень скоро вашингтонская фарс-драма вновь повторится, и опять весь мир будет с недоумением, раздражением и боязнью следить за недостойными взрослых людей политическими играми американских законодателей.
Правительству США дали бюджет до 15 января. Бюджет продлен в том урезанном размере, в котором он существовал последние полгода как результат пресловутого секвестра – автоматического сокращения почти всех бюджетных статей без разбора. Секвестр же, в свою очередь, является результатом соглашения, навязанного республиканцами президенту Обаме и его союзникам-демократам еще в 2011 году – в связи, заметим, не с утверждением федерального бюджета, а в связи с нежеланием республиканцев поднять «долговой потолок». А вот он-то как раз и должен бы повышаться автоматически, без парламентских коллизий: если у правительства не хватает денег, чтобы платить по счетам, надо повышать налоги, брать деньги взаймы и сокращать госбюджетные расходы. Но республиканцы считают, что из этих трех компонентов заслуживает внимания лишь последний метод: сократить все подряд в расходной части бюджета, свести к минимуму дорогостоящую «социалку», резко снизить налоги для стимулирования деловой активности – и все само собой отрегулируется. Подобная философия, которую исповедовал бывший президент Буш-младший, привела Америку и мир к «Великой рецессии» 2008 – 2009 годов.
Бюджетный период до 15 января депутаты Конгресса выбрали не случайно. Именно тогда истекает срок действия бюджетной секвестрации. Демократы требуют восстановления бюджета в полном масштабе. В 2013 финансовом году он был урезан на $85,4 млрд., и, согласно расчетам Бюджетного управления Конгресса США, в текущем году это будет стоить американскому рынку труда 750.000 рабочих мест (если считать опосредованные потери – 2,1 млн.), а экономике США – 1,5% роста ВВП.
«Долговой потолок» решением Конгресса поднят до 7 февраля – тоже не ахти какая отсрочка. За эти три месяца республиканцы и демократы намерены договориться друг с другом на долгосрочную перспективу. Но такие попытки уже были и в прошлом, и в позапрошлом году и ни к чему не привели: договариваться политики не хотят или не могут. Республиканцы категорически не желают повышать налоги, демократы столь же непримиримо отказываются класть на плаху сокращений социальные программы – пенсии, медицину, помощь бедным. А эксперты-экономисты убеждены, что и то, и другое в разумных масштабах вполне возможно: надо лишь спокойно, по-деловому, без идеологического фанатизма и подыгрывания оголтелой части электората согласовать взаимные уступки.
Этого не видно ни сегодня, ни в трехмесячной перспективе – тенденция наблюдается скорее противоположная, в Вашингтоне нарастает политическая нетерпимость. А среди избирателей обеих партий происходит явный сдвиг на крайние позиции: правые становятся правее, левые – левее.
В Сенате представители двух партий еще как-то в состоянии идти на взаимные компромиссы: там за прекращение бюджетного кризиса проголосовали все демократы и большинство республиканцев (билль прошел 81 голосом против 18). А вот в Палате представителей (там итог голосования – 285:144) «за» проголосовали все демократы, но лишь меньшая часть республиканцев. Призыв спикера отдать свои голоса за прекращение ненормальной, опасной ситуации грядущего дефолта на них не подействовал.
Сенатор-республиканец Джон Маккейн не согласен с товарищем по партии – спикером Палаты представителей Джоном Бейнером, который утешил проигравших в схватке с Обамой партийных бойцов: «У нас было славное сражение!». Маккейн назвал 16-дневную бюджетную драму «постыдным эпизодом», который причинил ненужные страдания многим рядовым американцам и разуверил их в дееспособности и вообще пригодности их федеральной власти.
Этот эпизод разуверил не только американцев, но и жителей других стран, на которых отражается бюджетная лихорадка, трясущая крупнейшую экономику планеты. Будет ли что-то меняться в сторону здравого смысла? Непохоже.