Миранда – которого Би-Би-Си называет “супругом” американского журналиста Гленна Гринвальда, снабжающего газету “Гардиан” материалами о “Викиликс” и Эдварде Сноудене, летел из Берлина в Рио-де-Жанейро с пересадкой в Лондоне. Однако в транзитной зоне аэропорта Хитроу его задержали офицеры антитеррористического отдела Скотленд-Ярда.
В коротком комментарии полиции говорится, что "в 08:05 в воскресенье, 18 августа, 28-летний мужчина был задержан в аэропорту Хитроу на основании статьи 7 Закона о борьбе с терроризмом 2000 года. Он не был арестован. Он был затем отпущен в 17:00".
По возвращение в Рио-де-Жанейро, Миранда заявил, что допрос попеременно вели шесть сотрудников британских спецслужб. “Меня держали в специальной комнате в аэропорту, в которую все время входили и выходили офицеры полиции, - рассказал он, - всего их было шестеро. Они спрашивали меня обо всем на свете, о всей моей жизни. Они отобрали у меня все гаджеты: компьютер, видеоигры, мобильный телефон и карты памяти - все до последнего”.
В Берлине Миранда встретился с американской кинодокументалисткой Лорой Пойтрас, которая вместе с Гринвальдом и “Гардиан” работала над документами, переданными Сноуденом. По сведениям британской прессы, Миранда в данном случае использовался Гринвальдом в качестве “почтальона”, передавшего Пойтрас очередную порцию материалов. Обратно он вез из Берлина очередные зашифрованные файлы Сноудена. Именно эти файлы и были изъяты у него сотрудниками британских спецслужб.
Пойтрас, известная своими документальными фильмами о злоупотреблениях, якобы допускаемых западными спецслужбами, сейчас работает над проектом о Сноудене. По ее личному признанию, она сама не раз подвергалась длительным проверкам на границах.
Между тем, взбешенный Гленн Гринвальд, встречавший своего сожителя в аэропорту Рио-де-Жанейро, открыто пригрозил Британии “наказать” ее за допрос Миранды. “Британия еще очень пожалеет о том, что 9 часов держала его (Миранду) под арестом”, - заявил он.
“Теперь я буду более агрессивен в своих публикациях, - сказал Гринвальд, - я предам огласке множество других документов. Я опубликую секретные материалы по поводу Англии. У меня есть немало интересных документов по поводу английской системы шпионажа”.
В самой Британии к этой истории относятся по-разному. Представители оппозиционной лейбористской партии требуют специального расследования действий полиции. Хотя никто не может поставить под сомнение тот факт, что полиция имела законное право на задержание и допрос Миранды, депутаты парламента от оппозиции в основном возмущаются тем, что бразильцу не было предъявлено никаких обвинений. Кроме того, вызывает удивление продолжительность допроса и его интенсивность.
В сегодняшних британских газетах немало обвинений в адрес спецслужб, которые якобы затеяли задержание и допрос 28-летнего бразильца исключительно для того, чтобы запугать прессу и заставить ее прекратить публикацию секретных файлов. Неожиданное признание, иллюстрирующее эту версию, сделал главный редактор “Гардиан” Алан Расбриджер, написавший в своей колонке в газете, что два месяца назад по требованию неназванных чиновников британского правительства, под наблюдением экспертов спецслужб в подвале редакции были уничтожены жесткие диски с копиями документов, полученных от Сноудена. Впрочем, это никак не повлияло на разоблачения деятельности американского Агентства национальной безопасности (АНБ), осуществляемые газетой, поскольку обработка файлов Сноудена производилась в Нью-Йорке. Редактор не уточнил, почему целых 2 месяца сохранял в тайне факт уничтожения компьютеров и дисков.
Вместе с тем, консервативная печать спокойно отнеслась к событиям в Хитроу, а утренний экспресс-опрос спешащих на работу лондонцев, проведенный популярной радиостанцией, показал, что действия полиции раздражения не вызвали.
В канцелярии премьер-министра с куда большей охотой говорят об “ужасном приступе боли в спине”, сразившем Дэвида Кэмерона, чем об инциденте в аэропорту.
В заявлении представителя Даунинг-стрит по этому поводу говорится, что “Британия и в дальнейшем будет предпринимать все необходимые шаги для защиты своих граждан от элементов, которые представляют угрозу национальной безопасности”. Он также подчеркнул, что, “задержание было произведено на основание закона о борьбе с терроризмом и полиция в праве сама решать когда и как его применять”.
Лондон.