– Египет уже показал, что страна может быть достаточно непредсказуемой, – считает аналитик Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока Гумер ИСАЕВ. – Мало кто ожидал свержения Мубарака и достижения той стадии, когда стабильный на протяжении нескольких десятилетий режим вдруг оказался не способен выстоять в условиях этого массового протеста. Мало кто предполагал, что ситуация будет продолжаться, что это не последний переворот. Казалось, что «Братья-мусульмане» потерпели поражение, что союз военных египетских олигархов и ряда политических светских сил оказался успешным.
– Грозит ли Египту то, что называется «алжирским сценарием» — то есть переход к гражданской войне?
– Вообще ситуация сейчас стабилизируется, потому что «Братья-мусульмане» не стали предпринимать каких-то резких движений. Да, военные перехватили победу у исламистов. И «Братья-мусульмане» сейчас пошли по той же дорожке, что в Алжире. Собирались массовыми акциями протеста и выступлениями привести к параличу власти. И это чревато последствиями — ситуация действительно может скатиться к тому, что мы называем гражданской войной. Но хотелось бы верить, что Египет пока не имеет такой перспективы. Вопрос лишь в том, смогут ли удержать власть в руках те, кто сместил Мурси. У Египта больше политического опыта — даже исламские силы показали себя как здравомыслящие и умеренные. Из всех арабских стран Египет — самое сбалансированное с точки зрения диалога представителей разных политических взглядов государство.
– Чем чревато ухудшение ситуации?
– Египет — очень важное государство для региональных отношений, для США... Хотелось бы верить, что Египет не превратится в очередную чёрную дыру на Ближнем Востоке — хотя бы потому, что через него проходит Суэцкий канал, а это плотно связывает торговлю. Если крах все-таки произойдёт, это будет означать полное переформатирование Ближнего Востока в ближайшее время. Оно уже идёт, но тогда приобретёт драматический характер — ведь речь уже идёт о сотнях погибших за ночь... Такое массовое кровопролитие сложно остановить. Тогда ситуация может стать критической. И власть может дискредитировать себя в глазах людей.
Трагические фото из Египта в Instagram. БТРы у отелей, жертвы и стрельба
Смотрите фотогалерею по теме
– А что, на ваш взгляд, может ждать Египет в ближайшее время?
– Прогнозы делать сложно. Но «Братья-мусульмане» сейчас взяли верную тактику. Ключевой вопрос в том, будет ли найден компромисс между исламистами и военными. Если приговоры, которые должны вынести арестованным лидерам «Братьев-мусульман» 25 августа, будут жесткими, это вызовет новый виток насилия. Потому что многие из исламистов готовы к решительным мерам. Нужно ждать, кто выпустит власть из рук, и кто после этого её подхватит. Ситуацию можно сравнить с тем, что случилось в России после февраля 1917 года, когда партии одна за другой перехватывали власть, и получалась некая чехарда. Это характерно для любой пост-революционной ситуации, когда власть превращается в тяжкое бремя для того, кто её держит. Президент Мурси удержать не смог.