Вчера официально вступил в должность первый чернокожий президент США Барак Обама. Церемония, которая стала уже самой дорогой в истории инаугураций (более $160 миллионов), прошла в Вашингтоне перед многотысячной толпой. В этот же день прошла куда менее освещаемая в СМИ процедура выезда из Белого дома экс-президента и въезда вновь избранного. “МК” решил напомнить, как это происходило в прошлые годы.
“Смена караула” в Белом доме проходит не дольше пяти часов, а то и быстрее. Это подлинное чудо логистики и расторопности. Из одной двери Белый дом покидает экс со всей своей семьей и пожитками, а в другую дверь входит новоиспеченный со своими чадами и домочадцами и барахлом.
Мне довелось наблюдать пересменку Линдон Джонсон — Ричард Никсон в январе 1969 года. Вашингтон, несмотря на пасмурную погоду, был объят праздничной лихорадкой инаугурации. В Белом доме работали лишь сотрудники секретной службы и грузчики фирмы, которым была поручена смена декораций. Грузчики-виртуозы справились со своей задачей в рекордно короткий срок. Между отъездом Джонсонов и новосельем Никсонов прошло только три часа.
За этот ничтожный промежуток времени сменили не только мебель, но и драпировку на стенах, шторы на окнах, цветы в вазах. Произошла смена книжных корешков на полках. Во всех 132 комнатах затопили камины. Госпожа Никсон воскликнула:
— Для того чтобы въехать в Белый дом, вполне достаточно прихватить с собой зубную щетку и гардероб!
Когда Джон Фицджеральд Кеннеди впервые вошел в Овальную комнату на правах президента, он смахнул со стола вещи, принадлежавшие его предшественнику Эйзенхауэру, с минуту молча глядел на пустой стол, а затем, обращаясь к обступившим его министрам и советникам, с улыбкой сказал:
— Ну-с, что мы будем теперь делать?
За недолгое пребывание в Белом доме Кеннеди так и не удалось отмахнуться от проблем, оставленных ему в наследство Айком, а тем более расчистить авгиевы конюшни Америки.
Эйзенхауэр в первом томе своих мемуаров вспоминает, как он также, впервые войдя в Овальную комнату, обнаружил, что верхний ящик письменного стола заперт. Генерал приказал открыть его. Послали за ключами. Через некоторое время все было о’кей. Генерал выдвинул ящик и вынул из него папку, оставленную Гарри Трумэном. На папке рукою экс-президента было выведено: “Заботы”. Восемь лет провел Эйзенхауэр в Белом доме. За это время папка не только не похудела, но, наоборот, еще больше распухла.
Никсону не пришлось прибегать к помощи слесарей. Джонсон не оставил ему своего письменного стола из мореного дуба. Стол этот, которым Джонсон пользовался еще на Капитолии, будучи лидером большинства в сенате и вице-президентом, отправился в Техас, где экс-президенту оборудовали новый кабинет — точную копию Овальной комнаты Белого дома.
Переходная команда Обамы держит в строгом секрете планы будущей первой леди Мишель по декорированию Белого дома. По некоторым данным, этим занимается модный чикагский дизайнер Нейт Беркус. Телевизионный комик Энди Боровитц шутит, что обамовский декор, как и его кабинет (министров), будет носить двухпартийный характер. Одну комнату обставит дизайнер-демократ, другую — дизайнер-республиканец.
Но личные вкусы новых обитателей Белого дома имеют свои пределы, установленные историческими прецедентами.
Во-первых, они должны будут оплатить переезд. Редекорация правительственных помещений Белого дома происходит за счет государства. На это отпускается $100 тысяч долларов. Расходы сверх этой суммы и на обустройство жилых помещений тоже президентская забота. (Тут на помощь приходят частные доноры.) Президент не имеет права менять обстановку общественных помещений без согласия Комитета по исторической сохранности.
Карл Энтони, автор нескольких книг о первых леди Америки, историк “Библиотеки о первых леди”, пишет: “Первых леди атакуют тогда, когда не хотят прямо критиковать популярных президентов”. В качестве примера он приводит популярного Рейгана, вместо которого шишки доставались Нэнси. Она, например, неэлегантно попросила Картеров убраться раньше срока из Белого дома, чтобы не мешать его редекорации. С другой стороны, продолжает Энтони, Нэнси сделала доброе дело, заменив паркет, который начал уже крошиться. “Но в Вашингтоне ни одно доброе дело не остается ненаказанным”, — замечает историк. Энтони пытается оправдать и загребущих Клинтонов, прихвативших из Белого дома ковры, мебель, лампы. Дело в том, объясняет историк, что Клинтоны никогда не жили в собственном доме. Сначала они жили в резиденции губернатора Арканзаса, а затем в Белом доме. После этого им сразу пришлось жить на два дома: Хиллари — в Вашингтоне, Биллу — в Чаппагау, штат Нью-Йорк. Вот и потребовалась кое-какая обстановка.
Если верить Энтони, у первых семейств, как правило, было туго с деньгами. Президент Монро, например, закладывал мебель, которую приобрел во Франции, в ломбард. А когда обзаводился деньжатами, то выкупал ее. И так по несколько раз. Такая вот “Доктрина Монро”. Супруга Линкольна купила злополучную кровать. Когда Линкольн увидел счет, он пришел в ярость: “Этот счет будет восприниматься ноздрями американцев как вонь. Как можно было покупать дорогую кровать для этого старого дома, когда охраняющие его солдаты не имеют даже одеял?!”
Поскольку вся страна ждет от Барака Обамы чудес, то его переезд в Белый дом находится под пристальным наблюдением массмедиа. Ведущая свое собственное политическое ток-шоу Арианна Хаффингтон “предсказывает”, что у Обамы шторы будут из органического хлопка, а не синтетического, а моющие и чистящие вещества — нетоксичные.
“Обама обязаны показывать пример всем нам!” — восклицает она. Высмеивая подобные закидоны, сатирик Боровитц рекомендует Мишель Обама пустить свой гардероб на обивку диванов и кресел в Белом доме, показав пример экономии и скромности в период финансового кризиса.
Охрану гостей мероприятия осуществляли 40 тыс. человек. Всего же на инаугурацию в Вашингтон приехали около 2 млн. человек. Последний рекорд был поставлен на инаугурации Линдона Джонсона в 1965 году — 1,2 млн. человек.
Обама прибыл на церемонию в новом бронированном лимузине.
Спецслужбы подготовили 5 тонн четырехслойного пуленепробиваемого стекла, призванного охранять Обаму во время его публичных выступлений на церемонии.
В день инаугурации власти Вашингтона разрешили барам и ресторанам разливать выпивку до 4 утра, однако праздничные фейерверки в целях безопасности зажигать запретили.
Во время инаугурации присутствующим предложили утеплиться и надеть дождевики. А вот проносить зонты было запрещено.
В преддверии торжества Белый дом перестраховался: в случае вероятной гибели Барака Обама, лидером США планировалось назначить главу Пентагона Роберта Гейтса.
Организаторы мероприятия предложили гостям принести с собой туалетную бумагу.
В районе проведения церемонии было установлено 5 тыс. биотуалетов, что означало приблизительно 1 туалет на 300—400 человек.