Если день рождения Христа принято проводить дома в кругу родных, то в следующий, называемый “Днем коробок” (Boxing day), люди разносят подарки друзьям и знакомым. Лишить их возможности свободно передвигаться по городу, который по территории больше Парижа или Москвы – значит испортить им праздник.
В последнее десятилетие у “Дня коробок” появилось еще одно важное предназначение. Именно в этот день многие крупные британские универмаги и супермаркеты начинают свои знаменитые послерождественские распродажи, когда цены падают на почти невероятные 50, а то и все 70 процентов. Для тех, кто живет от зарплаты до зарплаты, пропустить такую возможность – значит лишить себя и свою семью вещей, недоступных в течение года.
Но не зря британские профсоюзные – старейшие в мире. Их боссы – умелые тактики и отлично знают, когда и как нанести удар работодателям, чтобы заставить их пойти на уступки. В этот раз отличился профсоюз ASLEF, решивший, что если лондонские власти не выполнят их требования, то 26 декабря – самая подходящая дата для 24-часовой забастовки машинистов лондонского метро. Требование же очень простое: в тройном размере оплатить работу в праздничный день, и кроме того предоставить дополнительный отгул. Это значит, что за одну смену, отработанную 26-го декабря, машинист хочет получить 366 фунтов (почти 585 долл.).
Мэр Лондона Борис Джонсон считает это требование незаконным, поскольку в принятом ранее коллективном договоре подобные вознаграждения не оговорены. Он назвал акцию “безответственной”, обвинив профсоюзы в “отсутствии духа Рождества”. Директор метрополитена утверждает, что порядок оплаты работы в праздничные дни прописан в стандартном контракте, и все, кто сейчас выйдут на забастовку, этот контракт подписывали.
Мэрия даже подала в суд, чтобы предотвратить забастовку, однако поскольку за ее проведение проголосовало 90 процентов машинистов, судья стачку разрешил. То, что в голосовании участвовало только 42 процента списочного состава машинистов, по закону не имеет значения.
В результате забастовка состоялась. Машинисты-члены ASLEF остались дома и ничего не заработали. Правда, невелик урон, ведь эта категория сотрудников метро – одна из самых высокооплачиваемых: средняя годовая зарплата машиниста превышает 40 тысяч фунтов в год (почти 65 тысяч долл.).
А поезда метро в понедельник все-таки ходили, но не на всех линиях и с огромными интервалами. Лондонцы порядком помучились. Особенно досталось детям, весь день хныкавшим в длинных очередях. Многие покупатели так и не добрались до желанных магазинов. Тем не менее, открыто никто не возмущается. В Великобритании право сотрудников на забастовку считается чем-то почти священным. “Машинисты, конечно, в данном случае с жиру бесятся, - объяснил мне сосед-почтальон, - но если я выступлю против, то завтра, когда мы решим бастовать, они нас не поддержат. Так что лучше потерпеть...”
собкор “МК” в Лондоне.