На пятницу наметила свое выступление в бундестаге по вопросу углубляющегося кризиса в еврозоне канцлер Германии. А в четверг вечером в Тулоне, этой стартовой площадке в головокружительной карьере артиллерийского капитана Наполеона Бонапарта, с программной речью на митинге своих сторонников выступил президент Саркози.
— Реформировать Европу нужно немедленно. Если Европа не изменится достаточно быстро, мировая история продолжится без нее, — Николя Саркози звучал по-наполеоновски убедительно.
Риторика Саркози звучала зажигательно — но не содержала революционных предложений. Зато очень походила на предвыборный спич. Из речи французского президента следует, что стабильность в Европейском союзе гарантируют более тесные отношения внутри «зоны стабильности» — то есть между Францией и Германией. Фактически, это означает признание хорошо известного факта — диспропорции развития различных членов ЕС. Саркози еще в прошлом месяце говорил о неизбежности появления новой модели Евросоюза, в котором будут существовать две группы стран с разным уровнем развития экономики. Можно сказать, что формируется костяк «новой Европы». А можно трактовать это и иначе: будут страны ЕС первого сорта, а будут и второго разбора (а то еще и третьего).
Малоприятным звонком прозвенели слова французского лидера о том, что хорошо бы пересмотреть Шенгенское соглашение: «Европа применяет внутри принцип свободного передвижения и не контролирует свои внешние границы — такое больше не может продолжаться. Шенген должен быть пересмотрен и перестроен». Саркози беспокоит то, что Европа чересчур «открыта ветрам» в виде дешевых китайских товаров, дешевой рабочей силы из посткоммунистических стран и иммигрантов в принципе. Впрочем, этот посыл ориентирован скорее на раздраженного «понаехавшими тут» внутреннего пользователя (выборы-то на носу), а не на собратьев по ЕС. В конце концов, и в этом ничего нового нет. Вспомним весеннюю историю с недопуском во Францию тунисских беженцев, ехавших из Италии.
Но Шенген — дело десятое. А вот евро не сможет выжить, заявил Саркози, если использующие его в качестве своей валюты страны не объединят свои усилия. Это новость плохая, но в запасе у выступавшего нашлась и хорошая: он пообещал, что ни одной стране в еврозоне не дадут дойти до дефолта.
При этом французский президент подчеркнул, что Франция не поступится своим суверенитетом. И тут кроются разногласия Парижа с Берлином. Немцы предлагают, чтобы национальные бюджеты членов Евросоюза определялись в Брюсселе. Нет единого мнения и насчет евробондов или границ полномочий Европейского центробанка. Однако перед лицом кризиса «Меркози» (как окрестили альянс лидеров двух стран) стараются противоречия затушевывать.
Меркель и Саркози собираются говорить о новом договоре Евросоюза. О договоре, который предполагает более жесткую финансовую дисциплину и большую интеграцию стран-членов. Жесткая дисциплина предполагает жесткие же санкции в отношении государств-нарушителей.
Эксперт «МК»:
Анатолий Аксаков, президент Ассоциации региональных банков России:
— Зона евро может сузиться, но все-таки выстоит, потому что слишком уж много вложено в эту валюту. Однако меры по спасению евро, которые сейчас принимаются, запоздали. Слишком долго не запускали печатный станок. А это необходимо для того, чтобы обесценить долги. Хотя, конечно, за это придется заплатить повышенной инфляцией и девальвацией евро.
Конечно, не надо сильно девальвировать, но все равно этот процесс надо было запускать. Но они постоянно, что называется, держали планку и не запускали печатный станок. Понятно, что это неприятная мера, но другого выхода в той ситуации, в которой оказался Евросоюз и еврозона, я не вижу.
Кроме того, нужно было вводить жесткие ограничительные меры на бюджетные расходы тех стран, которые себя неправильно вели, вплоть до исключения их из зоны евро и даже из Евросоюза.
Конечно, сразу ограничить бюджет невозможно, потому что это грозит социальными взрывами. Если начнет трясти Европу, то доверие потеряется вообще ко всему! Но все равно это нужно было делать раньше.
Однако если Европейский Центральный банк наконец выкупит у «тяжелых» стран долги, то это лишь поможет ситуации, но причины кризиса не исчезнут. Надо лечить не симптомы, а причины болезни. Поэтому я абсолютно согласен с вариантом ограничения суверенитетов, создания наднационального правительства и расширения прав ЕЦБ.