Испания не отказывается от планов взыскания компенсации с Германии. Напомним, что именно в Гамбургском институте гигиены заявили об “испанском происхождении” инфекции. Позднее эта информация была опровергнута, однако урон сельскому хозяйству Испании (а растениеводство является одной из основных отраслей в стране) нанесен немалый — фермеры за неделю потеряли 200 млн. евро. Кроме того, испанская сторона крайне недовольна и тем, что обвинения изначально не были обоснованы — на территории самой Испании инфекция была обнаружена лишь у двух человек. Но они до этого вернулись из поездки по Европе.
“МК” побеседовал с фрау АЛБЕРС из пресс-службы Нефрологического центра в Веймаре.
— Что известно по поводу того, какие продукты могут быть заражены?
— Нельзя есть не только огурцы, но и помидоры. Пока трудно что-то сказать, но в пятницу в Гамбурге состоится пресс-конференция немецких медиков, которые расскажут о результатах своей работы за прошедшее время.
— Какие меры вы принимаете, чтобы узнать, откуда взялась инфекция?
— Институт Коха сейчас опрашивает пациентов на предмет того, чем они питались перед тем, как заболеть. В каждой из немецких земель специалисты проводят собственные исследования, которые собираются институтом Коха.
— Стало известно, что источник инфекции находился не в Испании…
— В испанских огурцах изначально была обнаружена эта инфекция, но в неопасном виде, иной подтип.
— Какие меры принимаются сейчас для лечения зараженных?
— В большинстве случаев мы используем медикаменты. В тяжелых случаях применяем плазмаферез, то есть очищаем кровь пациента.
— Есть сведения, что женщины больше подвержены заражению этой кишечной палочкой.
— Это пока слухи, точных данных об этом нет. Возможно, это связано с тем, что женщины, занимаясь домашним хозяйством, больше дела имеют с овощами, но все это еще не выяснено достоверно.
В группе риска помидоры, салат, капуста и морковь
Роспотребнадзор, который ранее закрыл путь в Россию огурцам, помидорам и салату из Германии и Испании, пошел дальше. Ведомство Геннадия Онищенко поставило вне закона все овощи и корнеплоды из стран ЕС, чем уже вызвало резкое недовольство Еврокомиссии. Сам Онищенко верит, что “изгнанные” овощи заменит отечественная продукция. К чему приведет табу на самом деле, выяснил “МК”.
Россия сидит на “овощной” игле, как и на сырьевой: за прошлый год импорт этого товара вырос на 37%. Россияне за год съели иностранных овощей на $2,3 млрд. Долю импорта из стран ЕС эксперты оценивают в 15–20%. Что будет, если запрет продлится достаточно долго?
Глава Ассоциации компаний розничной торговли Лев Хасис предсказывает дефицит и рост цен на ряд овощей — “изгнанники” со временем могут быть заменены продукцией из Турции, стран СНГ и Латинской Америки, но для этого потребуется время. “За картошку и огурцы я не беспокоюсь, а вот с разными видами салатов, томатами на ветке, а также черри могут возникнуть проблемы, — предупредил он “МК”. — А там, где дефицит, там, как показывает практика, и рост цен”.
Президент ассоциации “Теплицы России”, бывший министр сельского хозяйства Виктор Семенов, в “группу риска” добавляет морковь и капусту. “На долю европейских овощей приходится от 15% до 20% импорта этой продукции, — говорит он. — Но по моркови и капусте этот показатель больше. Это проблемные позиции, оставшиеся от прошлого засушливого года”.
Между тем
<p>В поисках смертоносных овощей корреспондент “МК” прошелся по близлежащим продуктовым точкам. В одной из них нам сообщили, что ни одного привозного огурца или помидора на прилавках не представлено — все отечественного производства. Более того, администрация магазина еще до запретов Онищенко самостоятельно ввела особый контроль за своими плодоовощными товарами. Зато продавец из небольшого ларька с яркой надписью “Овощи-фрукты” рассказал, что большинство фруктов точно привозные, а за овощи он не уверен, но раз они продаются по разной цене, то точно что-то из-за границы. О запретах же продавец ничего не слышал и убирать товар будет только по приказу хозяина.</p>Запрет чреват и потерей качества, говорят эксперты. “Огурцы из той же Турции едут к нам минимум две недели. Хотя нормальный огурец должен быть съеден в течение трех — пяти дней после того, как его сорвали”, — приводит пример коллега Семенова по “Теплицам России” Наталья Рогова. Спрос на импортную продукцию выше, чем на отечественную, из-за ее более низкой цены, объясняет Рогова. Поэтому заменить полностью одно другим просто не получится. Ведь зарубежных производителей лучше поддерживают.
Наше тепличное хозяйство способно производить лишь 540 тыс. тонн овощной продукции в год. “Тепличные комплексы не обновлялись по 25–30 лет, чтобы привести их в нормальное состояние, нет средств”, — признает эксперт.
“Пока запрет выгоден отечественным производителям овощей, говорит директор “Совхоза им. Ленина” Павел Грудинин. — На рынок начнут поступать знаменитые луховицкие огурцы, помидоры из Ставрополья и с Кубани”. Но цена этого раздолья будет далеко не та, да и “протянуть” удастся лишь в течение лета. “Российское тепличное хозяйство в межсезонье не сможет восполнить недостаток овощной продукции”, — говорит производитель. Критичным для российского рынка Грудинин назвал запрет на импорт овощей прежде всего из Польши и Нидерландов, которые являются основными европейскими поставщиками овощной продукции в РФ. Кроме того, Нидерланды — ведущий экспортер семян овощей, в том числе и огурцов.
“Овощная катастрофа” может быть элементом торговой войны, не отрицает Грудинин: “Пострадают европейские фермеры, потом окажется, что причиной инфекции было что-то другое, извиняться никто не будет, а рынок займут китайцы и турки”.