Главная интрига биеннале — кто получит главный приз, “Золотого льва”, — разрешится 4 июня, в день торжественного закрытия форума. Но накал страстей на пределе. Тема нынешнего смотра заявлена многосмысловая — “Иллюминации”. Тут трактовки самые разные: от технологических фантазий со светом до философского освещения процессов в мировом искусстве. Уже известно, что почетных “Золотых львов” за вклад в развитие современного искусства получат американская художница Элен Стертевант (проживающая во Франции) и австриец Франц Вест. Первая прославилась копиями работ знаменитых художников вроде Энди Уорхола, Марселя Дюшана или Роя Лихтенштейна. Причем еще не было известно, войдут ли сии копии в историю. 81-летнюю Элен называют предтечей актуального искусства. А Франц Вест совершил маленькую революцию в скульптуре — он позволил зрителям переносить свои работы с места на место, а то и что похуже с ними делать… Кстати, увидеть воочию некоторые произведения художника можно и в Москве, на выставке “Австрия, давай! “в музее им. Щусева.
Так что у жюри в почете — философский взгляд на “Иллюминации” с уклоном в историю. Видимо, поэтому Россия выбрала куратором нашего павильона известного арт-теоретика Бориса Гройса, а художником — Андрея Монастырского, прославленного участника группы “Коллективные действия” (“КД”). “Пустые зоны” — проект, который изменил внутреннюю архитектуру павильона, возведенного еще Щусевым в 1914 году. В нем зрителей ждет пустота, наполненная историей отчуждения нашей страны от арт-событий на международной арт-арене. Философия пустоты отражена в инсталляции и документах, где зафиксировано 125 акций, который провела “КД” за тридцать лет своего существования.
Но не единой пустотой жив отечественный арт. В основной экспозиции биеннале прослеживается русский след — проект 27-летней женщины-фотографа Ани Титовой, которая во главу угла ставит тему одиночества. Отдельным проектом в университете Ка Фоскари представлено наследие поэта и художника Дмитрия Пригова. В экспозиции — рисунки, автографы из архива Пригова, переданные Эрмитажу. Также эрмитажники собираются научить итальянцев реставрации по-русски, для чего устраивают реставрационную выставку и мастер-класс. Отметится в Венеции и Олег Кулик, но перформансы а-ля “человек-собака” — пройденный этап: теперь он поражает мир постановками христианских литургий. В Италию Олег везет видеоинсталляцию, сделанную по следам своей постановки “Вечерня Девы Марии” — оперы Монтеверди.
Японская художница Табаимо построила в своем нацпавильоне колодец, где место притяжения, вопреки всем законам физики, — небо. Египет, участие которого до последнего момента было под вопросом, заявит о себе революционной инсталляцией, где эхом отзовется стрельба на площади Тахрир. Автор проекта, 33-летний художник Ахмеду Басиони, недавно погиб, снимая восстание. Неожиданный проект у американцев — он антиамериканский. Сделан “гастарбайтерами” — кубинкой Дженнифер Аллорой и пуэрториканцем Гильермо Кайсадилья. Но гвоздем программы биеннале становится… Тинторетто. Нет, это не однофамилец знаменитого живописца. Это он и есть! На биеннале представят три его отреставрированные работы — “Похищение тела Святого Марка из Александрии” (1562–1566), “Сотворение животных” (1550–1553) и “Тайная вечеря” (1592–1594). На фоне этих работ в центральном павильоне Джардини, видимо, и вручат заветных “Золотых львов”.