Как же надо не уважать фигурное катание, чтобы поселить изысканность и фантазию в такие условия. Берн зачем-то получил право проведения крупнейшего европейского старта. В смысле того, чтобы деньжат заработать, — мероприятие это весьма сомнительное. В смысле зрителей порадовать — так их маловато будет, да и вообще на издевательство тянет. Зачем получил? Да просто никто больше и не рвался. Деньги любят счет, а считать в фигурном катании последнее время особенно нечего. Кризис, отказ крупнейших стран от покупки права на телетрансляции — так и получился Берн.
Еще до открытия чемпионата прошел слух, что появятся там Людмила Белоусова—Олег Протопопов. Живут в Швейцарии, получили приглашение на чемпионат от властей города. То ли выступить должны были во время открытия, то ли рукой помахать. И их даже несколько человек увидели — до открытия. Потом — вечные фигуристы исчезли. Вроде как зашли на каток, вздрогнули всеми своими легендарными телами и подытожили: не для нас.
…С Юко Кавагути перед решающей произвольной программой — отрыв немцев Савченко—Шелковы составлял около трех баллов — тренер Тамара Николаевна Москвина сняла шубку за секунду до выхода на лед. А будь ее воля, казалось, и на центр катка бы проводила в одежде, даже движение какое-то вдогонку сделала. Смотреть, конечно, на девчонок страшно: платьица невесомые, да все больше с открытыми плечами. Разогревайся во время разминки, не разогревайся — мышцы остывают моментально. А знаменитая фраза “все выступают в равных условиях”, которую часто приходится слышать для оправдания форс-мажора, почему-то не греет.
Оттавио Чинкванте, президент ИСУ, ходит в теплой пуховой куртке, даже скорее пальто, но, справедливости ради, должен икать все время чемпионата.
После короткой программы пар мачо российской сборной Александр Смирнов не выдержал: “Для нас температура +10 на льду — уже холодно. А тут? Похоже, ноль. Мышцы охлаждаются быстро. Выходишь на разминку и думаешь: а как бы попытаться не заработать катар верхних дыхательных путей? Что бы такое надеть?..” Впрочем, тут же — образ ведь надо носить всегда — добавил: “Хотя нам легче, чем одиночникам. Мы в программе иногда хотя бы обнимаемся, греемся”.
Первые медали чемпионата и разыграли именно они, обнимающиеся парники. Сенсаций не произошло: победили немцы Алена Савченко и Робин Шелковы, на втором месте — прошлогодние чемпионы Европы Юко Кавагути и Александр Смирнов, на третьем — Вера Базарова и Юрий Ларионов, да и на четвертом тоже наши — Катарина Гербольдт и Александр Энберт.
Сенсации не произошло, хотя в момент произвольной показалось — немцы открыли нам дорогу на золотую ступеньку. Алена внезапно и напрочь сорвала вращение, затем была ошибка и в прыжке. Сорванное вращение — не мандраж. Еще в первые дни стартов, например, танцоры жаловались на то, что лед такой жесткий, что остаются глубокие следы от лезвий, и для того, чтобы выполнять элементы, нужно смотреть, чтобы не попасть в трещины. Дорогу немцы открыли — произвольную программу Юко и Саша выиграли. Но двоеборье сделало свое дело: опередив немецкую пару всего на сотые доли баллов, россияне не смогли ликвидировать общее отставание.
Усмотреть скандал, когда уплывает вроде замаячившая победа, хочется всегда. Некоторые жаркие языки зачем-то вспоминают аж Солт-Лейк-Сити с его двойными победами: мол, ноги проблем россиян растут оттуда. Но ноги победы все же растут по-другому.
— Это спорт, — прокомментировал ситуацию Александр Смирнов на лобовой вопрос: “Слили вас судьи или нет?”. — И спорт у нас не на быстроту бега, поэтому как судьи оценили, то и принимаем. Никаких оправданий не может быть. Да, из-за холода тяжело ехали, не смогли отработать полностью хореографию. Но зато справились с элементами, последнее время были проблемы. А работать есть над чем, но зачем же я буду сейчас все тайны выдавать?..
Тамара Николаевна Москвина, конечно, не сияла от счастья, но была дипломатична: “Значит, судьи усмотрели в прокате ошибки. Глупо в такой ситуации обижаться. Если бы мы сделали все безошибочно и можно было бы честно об этом заявить — то был бы другой разговор”.
А Татьяна Анатольевна Тарасова высказала свой взгляд на события:
— А что тут произошло? Произошел чемпионат Европы — второе, третье и четвертое место заняли наши спортсмены. Я считаю, что это очень большая командная победа. Да, немножко недотянули. Не буду разбирать катание Алены Савченко и Робина Шелковы — там есть кому разбирать. Да, допустили ошибки. Но они просто выдающимся образом катались в короткой программе, сегодня исполнили “Розовую пантеру” без элемента, но на остальных заработали так много, что нам не хватило только победы в произвольной… Но Тамара Николаевна — профессор, и ребята идут вперед. И им есть над чем работать. Здесь в конце программы Саша на поддержке поставил вторую ногу, и этот элемент уже им в плюс не пошел. Тодес был короткий и ушел на первый уровень сложности. Но я могу твердо сказать: Кавагути и Смирнов, если продолжат выступать следующие три года, будут украшением сборной России! Это состоявшиеся спортсмены.
Журналисты не любят расплывчатых ответов, поэтому и Тарасова получила свой прямой вопрос в лоб под меховым “бубликом” (тренерши, законодательницы ледовой моды, здесь щеголяют именно в таких головных уборах): могут ли российские пары сегодня обыгрывать Савченко—Шелковы?
— Вы знаете, мне не хочется этого говорить, но победа возможна только тогда, когда немцы ошибаются. У Савченко действительно есть особая степень дарования — таким родился человек, выжил в тяжелых условиях, она не будет сдавать судьбу, которую сделала сама. И в спорте Алена осталась для того, чтобы побеждать. Насиловать себя на эту работу. Но и наши ребята превзошли себя прошлогодних. Когда они совсем восстановятся после травм, начнут прыгать четверной прыжок, это даст им возможность выигрывать. Ведь в произвольной программе немцы прыгают каскад из двух тройных тулупов, мы этого не прыгаем, а хотим. Пока прыгаем аксель-аксель. Ниже? Ниже. Они делают тодес четвертого уровня, мы — первого. У Кавагути—Смирнова — потрясающая программа, они в этой программе дышат. Но и Алену с Робином никто не отменял с их фантазией, выдумкой, уникальным вращением, с этой абсолютной свободой. Тамара Николаевна восстановила своих спортсменов после тяжелейших травм, но и улучшила их катание во многих компонентах — значит, не один шаг сделала, а через один ступила. А что дальше? Работать надо.
Наши на льду
Смотрите фотогалерею по теме