Такой масштабной выставки, посвященной зловещей фигуре Адольфа Гитлера, современная Германия еще не знала. Около тысячи экспонатов, включая его личные вещи и ранее не демонстрировавшиеся фотографии, призваны познакомить посетителей Немецкого исторического музея с различными сторонами жизни диктатора. Полное погружение в атмосферу, царившую во времена Третьего рейха, обеспечивают видео- и аудиозаписи выступлений Гитлера.
Идея противоречивой выставки пришла в голову профессору истории Гансу Ульриху Тамеру еще несколько лет назад. Но он долго не знал, как построить такую экспозицию, которая бы не воспринималась обществом как похвала бесноватому фюреру. Так, в частности, он и другие кураторы выставки сознательно отказались от демонстрации парадных портретов Гитлера.
С осторожностью пришлось подойти даже к названию, которое сначала было кратким, как выстрел, — “Гитлер”. Дабы все-таки избежать укоров со стороны общественных организаций и различных комитетов жертв холокоста, было решено сменить название на “Гитлер и немцы.
Националистическое общество и насилие”. В какой-то степени это даже лучше отражало главную цель экспозиции — исследовать влияние, которое Гитлер оказал на Германию, объяснить природу его популярности. Показать, каким образом национал-социализм настолько глубоко проник в кровь немецких граждан и так долго управлял ими, помогут экспонаты: пропагандистские рисунки, бронзовые бюсты Гитлера, а также фотоальбом “Гитлер, каким его никто не знал”, составленный из снимков, сделанных его любимым фотографом Генрихом Гоффманом.
— Мы не пытаемся спрятаться за эти фотографии и не пытаемся скрыть их, а стараемся показать их такими, какие они есть, часто критически, — говорит профессор Тамер. — Однако это не выставка, посвященная Гитлеру, это выставка о немецком обществе.
Примечательно, что “Гитлер и немцы” распахнула свои объятия для посетителей одновременно с обнародованием результатов общегерманского опроса, согласно которому 35% населения страны обеспокоены наплывом иммигрантов и каждый десятый житель Германии хотел бы, чтобы к власти вновь пришел “сильный национальный лидер”. Это наводит на мысль, что, несмотря на все попытки организаторов лишить образ Гитлера хоть толики очарования, экспозиция может стать местом паломничества неонацистов.