Кто решает судьбу планеты — народы или политики?
Если народы, то всегда ли можно уважать их решение? Какой-то народ выбрал Гитлера, другой выбрал Буша-мл. два раза подряд, другой — Януковича полтора раза, другой — Медведева (кстати, кто-нибудь видел в последнее время его рейтинг?). Терпеть приходится и даже умирать приходится, а уважать — извините.
Если решают политики, то всегда ли мы должны уважать их решения? Вот они, великие лидеры великих стран, за прыжок в три оборота дают спортсмену орден за заслуги перед Отечеством IV степени (за пять оборотов, видимо, дадут I степень). В точности как в королевстве лилипутов, где высокие придворные должности и цветные ниточки мелюзга получала за головоломные прыжки; некоторые от усердия даже ломали себе спину.
Кто определяет «общественное мнение цивилизованного мира» и чем оно занято? Откройте подшивки газет за минувший год, вспомните радио- и телепрограммы — всё заполнила ...опа. Не важно: вы за или против, целуете её или клеймите — всюду дебаты о ней.
Есть другое слово из четырёх букв: душа. Но о ней нигде ни слова. Такое впечатление, что у человеков ж… есть, а души нет.
Ещё одна круглосуточная забота: деньги. Газеты ежедневно, а радиостанции каждые полчаса сообщают курс доллара и евро. Все «восьмёрки» и «двадцатки» спорят лишь об экономике и о правах гомосексуалистов.
Люди, которые думают только: а) о деньгах, и б) о ж…, вообще не имеют права руководить народами. А те, кто кроме «а» и «б» страстно желают угодить начальнику, не имеют права принимать законы. Уважать их? За что? За то, что купил место в Думе или должность начальника милиции?
(Назови Путин в 2018-м своим преемником Навального — все Кургиняны, Мамонтовы и т.п. немедленно прозреют. Автобусы, которые возили народ на Поклонную, повезут на Болотную… Нет? Но в сентябре 1939-го, после того как три года ежедневно клеймили фашистов во всех газетах, воевали в Испании… вдруг гитлеровская Германия стала другом; и те же самые газеты стали писать, как правильно она воюет с буржуазными странами Европы. Крутой был поворот общественного мнения, а справились за неделю.)
…По уму Янукович и Буш-мл. приблизительно равны, а президент России очень активно поддерживал обоих во время выборов. И в одном случае США эту поддержку принимали и одобряли, а в другом ужасно возмущались.
Лучше бы выбрать что-то одно, а то двойные стандарты просто замучили.
Мы видели несколько территориальных конфликтов. Англия начала войну с Аргентиной за Фолклендские острова. К берегам Южной Америки подошёл британский флот и открыл огонь из главного калибра. И ничего, ни одна из этих двух стран не стала изгоем в глазах мирового сообщества.
Армения воевала с Азербайджаном за Карабах; до сих пор эти страны, можно сказать, в состоянии войны. Ни одна из них не считается агрессором в глазах мирового сообщества. Америка бомбила Югославию, Турция десятилетиями в конфликте с Грецией из-за Кипра… Германская Демократическая Республика вернулась в Германию после 40 с лишним лет разлуки. (А Хонеккер бежал в Россию, как Янукович… Нет, лучше сказать: Янукович как Хонеккер.)
И если Крым хочет вернуться в Россию после 20 с небольшим лет очень условной разлуки, то он имеет на это право.
Хотите считать с 1954-го? Хотите сказать, что Крым ушёл 60 лет назад? Во-первых, принципиальной разницы нет. Во-вторых, он не уходил. А про день разлуки скажем ниже.
★★★
Крым никогда не воевал за независимость от России. И даже не просил такой независимости. Как случилось, что он оказался в другой стране? (Из миролюбия не станем говорить «в чужой стране».)
Почему из всей истории кто-то выбирает две минуты?
Одна минута — Никита Хрущёв (внутри СССР) меняет в 1954 году административную принадлежность одного из советских полуостровов. Никита мог и Харьков передать в РСФСР, Киев бы не пикнул. Люди жили в одной стране, и смена вывески не приводила ни к гибели производства, ни к возникновению своей валюты.
Хрущёв не отдал Крым в чужое государство, а отписал, пожаловал товарищу по Политбюро. Так царь, придя в хорошее настроение, мог пожаловать боярину городишко с деревеньками и людишками. Так временный президент России отписал Москве кусок области с городишками, деревеньками и людишками. Мудрость это или самодурство, но «всё остаётся в семье» — не возникает государственной границы, таможни…
Царь, генсек, президент — общее у них одно: людишек никто не спрашивает.
Другая минута — Госдума РФ в 2003 году ратифицирует договор с Украиной. Народные избранники проголосовали… Людишек, конечно, никто не спросил. А мы теперь должны «уважать закон». Но разве депутаты тогда выражали волю народа?
Две минуты. А где остальные сотни лет? С тех пор как Россия отвоевала Крым у турок, он был наш, а Украины не было вообще. (Только после Второй мировой войны Сталин сделал Украину и Белоруссию псевдосубъектами международного права. Просто для того, чтобы всегда иметь в ООН два лишних голоса.)
…Итак, договор с Украиной был подписан в 2003 году (всего 11 лет назад).
Крым хочет в Россию. Специально для демократов всех стран скажем: большинство населения Крыма хочет в Россию.
Говорят: «Народ Украины — против!» А кто это? Сколько их? Народ Украины на референдуме голосовал за СССР. Кто развалил? Народы? Нет, трое политиков (или политиканов). Им хотелось полной власти, полной свободы (без Горби).
Эта свобода дала им персональные «Боинги», золотые унитазы, погубила промышленность, погубила судьбы миллионов лишних людей, выжгла тысячи сёл и деревень. Эмиграция как в Гражданскую войну. Бездарные хапуги у власти. То секретари обкома, то полковники КГБ, и всегда где-то рядом жульё.
Как получается, что Югославию бомбить можно, а в Крым зайти нельзя? Если демократы — давайте голосовать. Как большинство в Крыму решит, пусть так и будет. И если десятки тысяч людей в Крыму и в Харькове выходят на улицу и говорят, что они сторонники России, то нехорошо объяснять, будто это «за печеньки». Мы, которые на Болотную ходим даром, должны предполагать такие же мотивы у других.
★★★
Ситуация невероятно сложная. Мировая реакция очень тяжёлая. Как будет развиваться ситуация в Крыму — неизвестно.
Это совсем не то, что Приднестровье в 1992-м. У нас нет генерала Лебедя и нет Днестра, где на одном берегу молдаване, на другом — русские. У Лебедя был фронт и (условно говоря) свои и чужие.
Ни в Харькове, ни даже в Крыму фронта не будет. Как солдаты отличат «врага»? Это не Ирак и не Афган, и не Вьетнам — лица не отличимы, язык общий.
Перед солдатами будет город, где свои и чужие перемешаны. И если из дома гранатомёт ударит в танк, а танк выстрелит в дом — кто погибнет? Тот гранатомётчик, который выстрелил, или десяток женщин и детей? И как узнать, кто из погибших был за, кто против, за кого были грудные?
(Под ковровыми бомбёжками в Чечне погибло сто тысяч мирных жителей, старики, дети… А Дудаев, Басаев, Масхадов ни разу не попали под бомбы и снаряды. В них ни разу не попала вся русская армия. Все трое уничтожены в результате спецопераций.)
Пойдут гробы — настроение изменится. Зарядим соседей ненавистью на 50 лет. И есть люди, которые готовы это сделать.
Рамзан рвётся в бой. В разгар украинских уличных боёв прозвучал весёлый и спокойный голос руководителя Чечни. Его слова цитировали всюду.
Рамзан КАДЫРОВ. Если бы чеченский ОМОН был сейчас в Киеве, то митингующие с Майдана и мусор за собой убрали бы.
А потом ещё дважды он активно предлагал использовать чеченский спецназ для решения проблем. Это такой способ залить Украину любовью к России.
«Люди в военной форме не станут стрелять в родной народ!» Так всё ещё думают очень многие. В Киеве расстреляли эту иллюзию.
По украинцам стреляли не иностранные наёмники, не хаттабы из «Аль-Каиды», не турки, не латышские стрелки. В украинцев стреляли украинцы. Некоторые верили, будто это невозможно.
Весь мир увидел безумную роскошь дворцов сбежавших руководителей Украины. Золотые унитазы, золотые кресты, золотые яйца, стулья, вилки, ложки, лампады, монеты, иконы. Бог у них, конечно, тоже золотой.
Но урок не только в роскоши; что нам до украинских, у нас свои такие же есть. Урок не только в бегстве вчерашних прокуроров и прокураторов. Главный урок другой: родной спецназ, ОМОН и пр. могут стрелять в родной народ.
Кто эти омоновцы, которые бьют на площади безоружных граждан, а потом лгут в судах? Латыши? Кавказцы? Чужаки? Нет, белобрысые парни, свои, родные.
★★★
Напоследок две цитаты. Одна — о мировом сообществе. Вот что в 1894 году (ХIХ век) написал врач Макс Нордау в книге «Вырождение», в главе «ХХ век, прогноз»:
«Половая психопатия в самых различных своих проявлениях до такой степени усилится и распространится, что придётся подумать о соответственном пересмотре нравов и законодательства. Число людей с извращённым половым чувством настолько увеличится, что они образуют в палате депутатов отдельную партию и проведут закон, разрешающий лицам одного пола вступать в брак».
А вот что написали мы в письме президенту «Где деньги, Зин?», «МК», 1 декабря 2004-го (10 лет назад), когда мы пытались понять, ради чего президент России так отчаянно поддерживает Януковича, уличенного в уголовном прошлом:
«Крым? Да. Это та цена, ради которой мы переживём любой ваш (наш) позор. За возвращение Крыма я бы всех украинских уголовников произвёл в генералы».
За минувшие 10 лет мы научились выражаться более культурно. Но суть от этого не меняется.