Но команде Януковича это вряд ли поможет. Технология свержения власти, придуманная Джином Шарпом, гениальна, потому что беспроигрышна. Она не оставляет обреченной на заклание власти ни единого шанса. Суть ее проста. Если власть слабая и рыхлая, ее уберут нежно и «бархатно». С помощью мирных митингов, забавных флешмобов, цветов и шариков, которые симпатичные девушки будут дарить омоновцам. При этом представителям властной элиты и командирам силовых структур «западные партнеры» будут нежно, но настойчиво напоминать об их счетах и активах на Западе: «Кем вы хотите стать: национальным героем (но посмертно) или очень богатым человеком?» Ответ, как правило, предопределен — а вы бы что выбрали?..
Но что будет, если власть покажет характер? Тоже ничего хорошего. Кличко не зря напомнил Януковичу о судьбе Чаушеску и Каддафи. Можно было бы вспомнить еще Милошевича. В Косово албанские боевики исподтишка нападали на сербское население и сотрудников силовых структур, провоцируя тех на ответ. А когда адекватный ответ поступал, власти Сербии обвинялись в насилии над мирным населением. События в Ливии разворачивались по аналогичному сценарию.
Перед свержением неугодный Западу режим должен быть максимально демонизирован. Потому что западные политики заботятся о своем имидже. Поэтому если законная власть не хочет сама собой рассыпаться в прах, то она должна стать максимально кровавой и преступной. А для этого она должна применить насилие.
«Силы добра» обычно продвигаются несколькими колоннами. Одна колонна призвана изображать «мирный протест» и создавать нужную картинку в телевизоре. Но есть и боевая колонна, или даже несколько. Ее задача — провоцировать власть на насилие и по возможности не «отсвечивать» на телеэкранах. Будучи в декабре в Киеве, я еще удивлялась: почему западные корреспонденты не снимают марширующие по городу «отряды самообороны» — на самом деле боевое крыло украинских националистических организаций, подготовка которых началась задолго до Майдана? Казалось бы, вот он, сенсационный репортаж, — но нет, все силы были брошены на освещение «мирного митинга» на площади.
Власть попадает в безвыходную ситуацию. Если она не отвечает насилием на насилие, боевики и идущие за ними «мирные митингувальники» захватывают правительственные здания и объявляют «кровавый режим» низложенным. Если отвечает, то теряет легитимность в глазах «мирового сообщества». Со всеми вытекающими в виде санкций, а то и прямой интервенции.
Ибо лицензию на насилие выдает только это самое «мировое сообщество» в лице Вашингтона и Брюсселя. В ливийском городе Себха новые прозападные власти на днях применили против безоружных манифестантов боевую авиацию (об этом официально заявил ливийский министр обороны). Однако никакой «озабоченности» в Вашингтоне это не вызвало.
Там озабочены другим: как убрать с улиц Киева милицию, которая мешает боевикам из неофашистской (по определению Центра Симона Визенталя) партии «Свобода» захватить правительство и Раду. Официальный представитель Национального совета по безопасности Кэйтлин Хейден потребовала от Киева вывести из центра столицы бойцов спецназа и сесть за стол переговоров с оппозицией.
Однако наконец-то и до украинских властей начало кое-что доходить. Об этом можно судить по заявлению депутата Колесниченко: «Евромайдан распался на две части: людей, которые стояли на Майдане, и боевиков-штурмовиков, на подготовку которых спецслужбы западных стран потратили огромные деньги... Те, кого мы видим, — это не мирные протестующие. Это хорошо подготовленные бандформирования, которые целью конфликта ставят гражданское противостояние и попытку вынудить власть применять силу».
Последние события показывают, что президентских выборов 2015 года ждать никто не намерен. Януковича будут свергать сейчас. А если он устоит, события пойдут по «ливийскому сценарию»: создание альтернативного правительства, легитимность которого будет немедленно признана Западом, свой «Бенгази» во Львове и гражданская война. А там и до «бесполетной зоны» недалеко.