В 1898 году писатель переехал в Крым по настоянию врачей. В Ялте купил землю и построил двухэтажный дом с мезонином. После его смерти в доме остается все так, как и было при Чехове. До 1957 года здесь жила сестра писателя, а потом в доме устроили музей.
«Пишу письмо и смотрю в большое окно. Широчайший вид из него. Такой вид, что даже описать нельзя» — так рассказывал Антон Павлович Чехов в своем послании супруге Ольге Леонардовне Книппер-Чеховой о пейзаже, открывающемся из его кабинета Белой дачи. Большое витражное окно размером почти от пола до потолка не раз упоминалось в записках писателя. Как говорят сотрудники музея, стоя в своем кабинете, Чехов, глядя в бинокль, мог прочитать названия кораблей, которые заходили в ялтинский порт. Теперь же панорамный вид на море может заменить вид на крышу высотки.
— Дача стоит в Ялте уже больше века, и даже во время Великой Отечественной войны немцы, когда захватили Крым, дом Чехова не тронули, — рассказывает директор Дома-музея Александр Титоренко. — Эта скандальная история началась 2 декабря 2011 года. Был выходной день, и музей не работал. А когда в понедельник сотрудники музея пришли на работу, то увидели такую картину: вплотную к саду возле дома вырыт огромный котлован. В тот же день мы написали письма в Республиканский комитет по охране культурного наследия, в минкульт Крыма, главному архитектору Ялты и противооползневое управление. Получили ответ из Рескома: строительство на данной территории проходит в историческом ареале и согласовывается с государственным департаментом по охране исторического наследия. Такого разрешения у застройщика нет. После этого мы обратились уже в прокуратуру. Прошла проверка, и застройщику выписали предписание о приостановлении работ. К тому же выяснилось, что у него на руках разрешение на строительство индивидуального дома на месте старого здания. Ниже Белой дачи действительно есть старый татарский дом. Но новый строится не на его месте, а в 40 метрах от него! А 3 января мы обнаружили свежие трещины в кабинете Чехова на втором этаже дома. Сквозная трещина длиной 160 см идет от овального окна к потолку. Также есть трещины и на флигеле. Сейчас мы ждем комплексного строительного заключения.
В 2010 году Виктор Янукович помимо того что назвал Антона Павловича «великим украинским поэтом», пообещал, что деньги на реставрационные и противооползневые работы для памятника истории будут выделены в полном объеме, «и мы с вами будем иметь Дом-музей, за который нам не стыдно будет». В Ялте посыл нынешнего президента поняли по-своему. Стыдиться вскоре будет просто не за что...
В 2010-м, по словам директора Титоренко, музей получал на ремонтные работы около 8,5 млн. гривен (чуть больше $1 млн.) — их хватило на комплексную реставрацию и часть укрепительных работ. Однако же на противооползневые мероприятия сумма нужна в десятки раз больше: проблема в подземных водах, которые протекают в непосредственной близости и под самим домом. Уникальный дом писателя нужно и без стройки спасать всем миром, А тут ему еще помогают разрушиться.
Впрочем, в Ялте это уже не первый печальный опыт. Комплексной застройкой сегодня фактически уничтожена знаменитая Царская тропа, идущая от Ливадийского дворца, летней резиденции Николая II. Из красивейшего по архитектуре дворца Юсуповых в Гаспре сделали гостиницу.