“Вам очень повезло с погодой, — говорили тбилисцы, — обычно ноябрь нас не радует теплом”. Валерий Тодоровский, по примеру Пушкина, парился в серных термах и вслед за поэтом констатировал, что “отроду не встречал ничего роскошнее тифлисских бань”. Павел Бардин как истинный представитель артхауса с головой окунулся в андеграунд — в народных хинкальных общался с деклассированным элементом и даже бывшим мэром Тбилиси.
Президент фестиваля Эльдар Рязанов практически не покидал гостиницу — число журналистов, желающих взять у него интервью, превышало все мыслимые пределы, но мэтр никому не отказывал. Алексей Федорченко умудрился оказаться в Батуми и даже увидеть президента Саакашвили, катающегося на велосипеде по набережной. Сергей Соловьев с супружеской четой Ираклием Квирикадзе и Наной Джорджадзе травили бесконечные байки, попеременно сменяя друг друга в бесконечных застольях в качестве тамады. Дочка Александра Миндадзе, режиссер Катя Шагалова (“Однажды в провинции”), на местном блошином рынке вблизи Сухого моста сторговала роскошный ковер. Продюсер Сергей Сельянов находился в таком благодушном настроении, что постоянно что-то напевал. Документалист Виталий Манский за 15 дней сделал 11 перелетов, но все же успел прилететь из Лондона на два последних фестивальных дня и даже побывал в лагере беженцев под Тбилиси. Известная финско-грузинская семья: Вилли Хаапасало (он представлял в Тбилиси фильм Павла Лунгина “Царь”) — Тина Барклая поднимали любимый тост “за то, чтобы все было спокойно на финско-грузинской границе”.
На улицах Тбилиси практически не слышно русской речи, да и вывески на русском языке — большая редкость, хотя если заговоришь на русском, даже молодежь тебя понимает и с трудом, подыскивая правильные слова, пытается отвечать. Это, наверное, уже на генетическом уровне. На генетическом уровне у грузин и страсть окружать себя красивыми вещами. Ни в одной столице мира вы не встретите такого количества изящных и изысканных памятников и скульптур.
— В первый вечер я сказал тост, который рефреном звучит все эти дни, — говорит Сергей Соловьев. — Все, что здесь происходит, — это не пафос, не нечто экстраординарное, это нормально и правильно.
— Мы практически ничего не знаем о современном грузинском кино, — констатирует Эльдар Рязанов. — Мы любим старое грузинское кино. Это были любимые фильмы, они входили в плоть и кровь. А сейчас я считаю, что в ответ на эту акцию нужно организовывать фестиваль грузинского кино в Москве, и тогда действительно начнется диалог.
Фестиваль не состоялся бы без поддержки Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ. Сергей Сельянов уже заговорил о совместных кинопроектах с грузинскими коллегами, а Виталий Манский пообещал устроить ретроспективу фильмов грузинских документалистов в рамках фестиваля документального кино “Лавр”.
Тбилиси—Москва