Первая пресс-конференция Михаила Ходорковского после освобождения начнется в 13:00 по местному времени (16:00 по Москве). До этого пройдет закрытая пресс-конференция для некоторых СМИ.
Стоит отметить, что видеотрансляцию мероприятия должен был вести среди прочих телеканал «Дождь», но как рассказал главред телеканала, «охрана музея берлинской стены запретила съемку на пресс-конференции Ходорковского».
«Дождь» передает Твиттер-трансляцию: «Не буду заниматься политикой в плане борьбы за власть.Буду заниматься деятельностью, в частности,для освобождения политзеков-не только ЮКОСа»
Х: Тогда на совещании у нас с ВВП состоялся тяжелый разговор, люди мне говорили после этого, что ситуация плохая. Через две недели появилось уголовное дело.
По словам Ходорковского, за 10 лет он "превосходно научился понимать, какие у кого полномочия и кто принимает решения".
Х: Мне было бы огорчительно, если бы люди воспринимают меня в качестве спонсора оппозиции, каковым являлся ЮКОС, - отметил Ходорковский. - Это было бы опасно для оппозиции в первую очередь.
Twitter: Мой арест был не поворотной точкой, а символом поворотной точки. Выход - не символ отмены поворотной точки. Просто власти очень думают над имиджем.
По его словам, Олимпиада и "восьмерка"- также эти факторы.
Х: "Что вы потеряли за 10 лет?" - "Нам времени не хватить перечислять. Самое тяжелое - потерял 10 лет общения с семьей"
Как передает "Интерфакс", Ходорковский заявил, что не может вернуться в Россию до тех пор, пока не закрыт иск о взыскании 17 млрд рублей, так как есть риск не уехать за рубеж.
"С юридической точки зрения судебный иск ко мне по первому делу не закрыт. Там иск на $550 млн, и по российскому законодательству это дает возможность не разрешить мне выехать за границу", - рассказал он.
По его словам, если иск будет снят решением Верховного суда, где сейчас находится дело, он будет считать это достаточным знаком, "демонстрирующим, что я могу приехать в Россию".
Ходорковский также сообщил, что не планирует инвестиционных проектов, в том числе, на Западе.
"Нефть для меня всегда была вызовом: смогу ли. Я смог! Мне не интересно повторять. Если бы мне были нужны деньги на жизнь, я бы занялся бизнесом, но сейчас на жизнь мне точно хватит, я футбольных клубов не покупаю", - сказал Ходорковский.
При этом, он отметил, что не будет участвовать в каких-либо выборах в качестве кандидата. "Я не собираюсь никуда избираться", - сказал Ходорковский.
Заявленная длительность второй пресс-конференции — полчаса. Однако, аккредитовано много журналистов.
Организатор пресс-конференции попросил журналистов освободить проход, чтобы Ходорковский прошел к столу вместе с родителями.
Корреспондентов теснит охрана. Однако все проходит спокойно.
Вышли родители Михаила Ходорковского, журналисты их встретили аплодисментами.
Немецкий депутат в эфире RT: Ходорковского в Берлине приняли радушно, потому что немногие знают, что он не борец за свободу, а экс-бизнесмен.
По узкому корридору вышел Михаил Ходорковский под аплодисменты журналистов и вспышки камер.
Фотографам дали пять минут, после чего просят их уйти с этого места. Ходорковский обратился к фотографам: "Я еще останусь после конференции".
Она поблагодарила мать и Гиншера и Меркель, благодаря которым Ходорковский освобожден. Мы благодарны и Путину — Х смеется.
Добро пожаловать в музей Берлинской стены. Организатор рассказала историю этого места.
Представитель музея Берлинской стены поблагодарила мать Ходорковского, Гиншера и Меркель, благодаря которым Ходорковский освобожден. «Мы благодарны и Путину», - сказала она, Ходорковский засмеялся.
Ходорковский взял микрофон и поблагодарил всех. «Я понимаю, что если бы не усилия многих людей, я бы был сегодня не здесь. Не в последнюю очередь возможно мое освобождению стало благодаря СМИ. Внимание СМИ позволяет очень многим людям, которые несправедливо находятся в наших российских тюрьмах сохранять жизнь, здоровье и надежду на освобождение».
«Благодаря Гиншеру дело ЮКОСа начало заканчиваться спустя десятилетие. Я благодарен Меркель».
Многое Ходорковский узнал с помощью современных устройств и интернету — ФБ, Твиттер : «Когда я попал в тюрьму этого ничего не было», - отметил Ходорковский.
«У меня по-прежнему в тюрьме остаются товарищи по несчастью - Платон Лебедев, Алексей Пичугин. Многие по-прежнему остаются в такой ситуации, что неназванные представители силовых структур не сняли вопросов. Я думал, что третье дело ушло в прошлое, но не все из силовиков так считают».
По его словам, в России остались и другие политзаключенные, не только связанные с делом ЮКОСа. "Не надо воспринимать меня как символ того, что в России политзаключенных не осталось, лучше воспринимайте меня, как символ того, что усилия гражданского общества способствовали освобождению тех, освобождение которых не предполагалось никем. Я буду делать в этом направлении все, что от меня зависит".
«Как ни странно, а может и не странно в нашем быстром мире, но я только 36 часов назад получил свободу и какие то планы на будущее не считал возможным строить», - сказал он о планах.
«Людям, которые несправеливо остаются в тюрьме я советую сохранить свое здоровье, свой разум, а бороться за их освобождения должны мы — те, кто на свободе», - ответил Ходорковский на вопрос о том, что делать "узникам Болотной"
Х: «Надеюсь, что политики западных стран, общаясь с Путиным, будут помнить, что я - не последний политзаключенный в России, - отметил Ходорковский на вопрос Би-Би-Си. - Насчет моего пребывание в Берлине ничего сказать не могу. Визу дали на год».
"Я не имел выбора на этапе своего освобождения. Когда в 2 часа ночи меня разбудил начальник нашего лагеря, мне было сказано, что я еду домой. Потом в процессе путешествия я узнал, что оно закончится в Берлине. Конвой ушел, когда закрылся люк самолета немецкой авиакомпании, - рассказал Ходорковский. - В то же время г-н Песков сказал, что никто не мешает мне вернуться, но у меня нет гарантии, что я смогу вновь лететь куда мне нужно по тем или иным делам, а семейные дела я рассматриваю, как приоритетные. С формальной точки зрения, чтобы у меня была такая возможность Верховный суд должен подтвердить решение ЕСПЧ, что иск на 550 млн долларов с меня и Лебедева снят. Пока этого не произошло, я могу обратную визу не получить".
"Что касается Сочи — это праздник спорта, это праздник миллионов людей. И наверное не нужно его портить, но и не надо превращать его в праздник президента Путина, это было бы неправильно, но портить его миллионам людей я бы не стал".
Ходорковский подтвердил, что не собирается занимать политикой, но будет заниматься общественной деятельностью. «Борьба за власть — это не мое. Ну а дальше — решать не мне».
"О возможности помилования я узнал от своих адвокатов. Геншер сказал, что Путин не ставит в условиях признание вины. Моя позиция всегда отличалась от позиции комментирующих. Для меня никогда не было проблемой написать прошение о помиловании. Понятно было, что моя судья была в руках президента Путина — по его прямому указанию. Помилование было формальностью. Но признание вины — это не формальность, потому что признание вины в несуществующих преступлениях сделало бы десятки тысяч сотрудников ЮКОСа — преступной группой. Я не мог поступить так с людьми, которые ни в чем не виновны. Поэтому на протяжении 5 лет я отвечал отказом на просьбу написать прошение о помиловании".
"У меня нет планов возвращаться в бизнес. В ходе своей карьеры я достиг всего, чего бы мог добиться. Я руководил второй в России компанией. Мое финансовое положение не ставит меня перед необходимостью работать ради зарабатывания денег. С это точки зрения, время которое у меня осталось, я хочу посвятить тому, чтобы отдавать долги тем, кому хуже, чем мне, которые в тюрьме и обществу, которому нужно измениться, чтобы мы России жили получше. Об остальном - дайте мне больше 36 часов на обдумывание этого вопроса".
Ходорковский пожелал Тимошенко скорейшего освобождения. «Надеюсь, что Янукович, который часто общается с президентом моей страны возьмет от него пример — помилование политзаключенного, хотя бы одного. Что касается Украины - у меня часть родственников живет на Украине. Но сейчас я не обладаю достаточной информацией, чтобы что-то говорить», - сказал он.
«Закон позволяет Путину оставаться у власти еще около 10 лет. Надеюсь, что он не изменит своим обещаниям, сделать свое президентство пожизненным», - сказал он в ответ на вопрос, сколько еще Путин будет находиться у власти.
«Отношение к моей семье было лояльным, что позволило мне не воспринимать это противостояние эмоционально. Поэтому я оставил это отношение в сфере прагматики. Это такие условия игры, да они мне не нравятся, да их надо поменять, но ничего не поделаешь».
«Алексанян — это гигантская проблема, я очень серьезно ее изучал. Но я не уверен, что знаю на 100% все. Но это эксцесс исполнителей. Я бы их назвал, но предпочитаю для таких серьезных обвинений иметь веские доказательства. Алексанян — это крест, который мне нести всю жизнь».
"Я не знаю все обстоятельства моего освобождения. Я благодарен властям Швейцарии за то, что судебные инстанции страны признали, что это дело политическое, поэтому помогать российским властям они не будут. Второй шаг — это то, что швейцарский депутат приезжал ко мне в тюрьму, разговаривал с администрацией о том положении и условиях, в которых я нахожусь. Это внимание не дало тем людям, которые хотели ухудшить мое положение, сделать это".
Ходорковский согласился на предложение Геншера о помиловании, так как знаком с ним давно и доверял ему.
Ходорковский также попросил "чуть-чуть частной жизни".
«29 февраля 2003 на совещании у Путина произошел жесткий разговор, после которого в отношении сотрудников компании ЮКОСа было возбуждено уголовное дело. Что касается "левого поворота" и приватизации, я считаю, что частный бизнес всегда эффективнее государственного. Но в современном обществе бизнес, не имеющий социальной ответственности не имеет право на существование».
По завершении пресс-конференции всем пожелали приятного Рождества.
Смотрите видео: "Первая пресс-конференция Ходорковского: Я знал, что занимаюсь жесткими играми"