Нет, есть все-таки у вежливого Путина свои, не известные науке методы убеждения. Получив от президента сверхкорректную просьбу — не раскачивать лодку и не наносить своими «яркими» высказываниями про Северный Кавказ вред «фундаментальным интересам России», — Владимир Жириновский одумался и раскаялся.
Депутаты Государственной думы стали свидетелями уникального зрелища: лидер ЛДПР публично признал, что он был не прав. Однако Жириновский не был бы собой, если бы сделал это без кукиша в кармане. С моей точки зрения, внешне подчинившись Владимиру Владимировичу, Владимир Вольфович все равно обыграл его по очкам. У Жириновского получилось «и невинность соблюсти, и капитал приобрести».
Напомню «краткое содержание предыдущих серий».
Выступая в телевизионной программе «Поединок», Владимир Жириновский предложил законодательно ограничить рождаемость на Северном Кавказе. А в случае неуспеха такой меры, по мнению главного российского либерал-демократа, регион следовало бы «окружить колючей проволокой».
На прошлой неделе Жириновского пригласили к президенту. И там ВВП сделал Вольфовичу мягкое отеческое внушение: «У меня к Вам большая просьба. У вас устойчивый электорат, сложившийся уже за два десятилетия. И я думаю, что нет необходимости обращаться к отдельной части Вашего электората, для того чтобы укрепить среди него свои позиции в ущерб фундаментальным интересам нашей страны».
Многим, включая автора этих строк, такая «президентская взбучка» показалась слишком мягкой и слишком отеческой. И форма, в которой Жириновский принес свои извинения, как мне кажется, подтверждает правоту такого мнения.
Формально Жириновский дал полный назад, но в реальности ни от чего не отказался и мастерски перевел стрелки на других.
«Я сожалею», — заявил Владимир Жириновский на пленарном заседании Государственной думы во вторник. Но на этом «сожаления» по поводу собственных поступков закончились. Зато начались его «сожаления» по поводу якобы имевших место поступков других.
Перво-наперво вождь либерал-демократов прибег к классической уловке политиков, заявивших нечто абсолютно несуразное. Называется эта уловка так: я весь в белом, а вы, тупые слушатели, меня неправильно поняли.
«Не всегда бываешь правильно понят, — жалостливо заявил босс ЛДПР. — Как видим, формат дискуссионной передачи позволяет выдернуть любую фразу из контекста, сделать нужный акцент и перевернуть ее до неузнаваемости».
В теории Жириновский, конечно, прав, только к его заявлению про Северный Кавказ эта мысль никак не относится. Но если бы Вольфович в своем «извинении» ограничился бы лишь такой довольно наивной уловкой, это было бы полбеды. Это бы означало, что он действительно осознает, что был не прав. Но ведь этого нет!
А что есть?
Представьте себе сцену, которая могла бы разыграться в мальчишеской компании в любом российском дворе. Прикладывая медяк к свежему синяку и опасливо поглядывая на дворового вожака, получивший от него трепку мальчуган цедит исподлобья: «А все-таки я был прав!»
А теперь давайте оценим следующую фразу из «извинения» Владимира Вольфовича: «Я сожалею, хотя и большинство меня поддержало».
Сходство есть, вам не кажется? Бывалый Жириновский осознает: прямой вызов Путину лучше не бросать. Иначе будет бо-бо. Уважающий правила «дворовой политики» ВВП скручивал в бараний рог и не таких «богатырей». Стоит Владимиру Владимировичу отдать указание, и уже на следующих думских выборах от партии Жириновского останется мокрое место. Поэтому вождь ЛДПР поступает хитрее. Склоняясь перед «вожаком», он выдавливает из себя: а большинство-то меня поддержало!
Разве большинство может быть не право? В российской политической традиции — нет и еще раз нет. Делая эту важную оговорку, Жириновский дает понять: я изначально был прав и ни в чем особо не раскаиваюсь.
Подведем итог. Может быть, я чего-то не понимаю. Но я не могу отделаться от ощущения: у Жириновского получилось «обратиться к отдельной части своего электората в ущерб фундаментальным интересам России» не один раз, а целых два.
Почему Жириновский сумел переиграть Кремль?
Дело здесь, естественно, не в том, что Владимир Вольфович как политик талантливее Владимира Владимировича. Эти две фигуры вообще невозможно сравнивать всерьез. Путин — всемогущий «царь», Жириновский — в лучшем случае «придворный шут». Но у «шута» есть один безусловный талант: он идеальный флюгер, способен улавливать колебания настроения электората и колебаться вместе с ним.
Поэтому, с моей точки зрения, это не Жириновский переиграл Путина. Путина (да что там Путина, весь российский политический класс) «переиграла» ситуация в стране. Межнациональные отношения в нашем государстве, к сожалению, постоянно изменяются не в лучшую сторону. И никто — ни либералы, ни государственники, ни кто-либо еще — пока не предложил адекватных рецептов, как развернуть эту тенденцию.
А когда здравых идей нет, их место занимают злобные и безумные «хотелки». Жириновский — «кривое зеркало» российской действительности. В этом «зеркале» отражаются настоящие проблемы страны, но только в доведенном до состояния карикатуры виде. В принципе на такое «зеркальце» не грех и попенять — в реальности наша «рожа» далеко не столь «крива». Но более разумным будет относиться к нему как к грозному предостережению. Оно показывает, что может случиться, если российский политический класс не возьмется наконец за ум.