«Я в деталях не знаю, что там произошло, но совершенно очевидно, что они (экипаж «Арктик Санрайз». — «МК»), конечно, не являются пиратами, но формально они пытались захватить платформу, — отметил Путин. — И ведь наши правоохранительные органы, наши пограничники не знали, кто пытается захватить платформу под видом «Гринпис». Особенно на фоне тех кровавых событий, которые происходили в Кении, всякое могло быть». По факту инцидента следственное управление Следственного комитета в СЗФО возбудило уголовное дело по статье «Пиратство, совершенное организованной группой». Сами представители «Гринпис» отрицают агрессивный характер нападения, утверждая, что просто собирались повесить баннер на платформе в рамках протеста против разработок нефтяных месторождений в Арктике.
«Совершенно очевидно, что эти люди нарушили нормы международного права, сблизились на опасное расстояние с платформой», — подчеркнул Путин. Что «Гринпис» после президентского заявления также отрицал, подчеркивая, что «Арктик Санрайз» не нарушал границ территориальных вод России и трехмильной зоны безопасности вокруг платформы. Как они в таком случае собирались вешать баннер на платформу, не нарушая зоны, представитель экологов, правда, не уточнял.
Путин тем временем вспомнил трагические случаи, связанные с добычей нефти, — пожар на американской платформе в Северном море, где в 1980-е годы из-за ошибки оператора погибло 160 человек, а также разлив нефти в Мексиканском заливе. «При акции (как на «Приразломной». — «МК») подобного рода — а там на тот момент проводились и подводные работы — могло произойти все что угодно, — считает президент. — И операторы могли ошибиться, и технологические сбои могли произойти. Создана была угроза жизни и здоровью людей. Разве такие пиар-акции стоят подобных тяжелейших последствий?».
По его мнению, «было бы гораздо лучше», если бы представители «Гринпис» приехали на арктический форум в Салехард и заявили бы свои претензии здесь. «Ведь никто от этого не отмахивается. Мы и собираемся на мероприятия подобного рода для того, чтобы обсудить все эти проблемы», — аргументировал он. «Мы настроены на то, чтобы работать со всеми экологическими организациями, но мы исходим из того, что эта работа будет построена цивилизованным способом, чтобы не только слушать, но и услышать друг друга», — добавил президент.
На арктическом форуме в Салехарде с участием трех президентов — Путина, президента Финляндии Саули Ниинистё и Исландии Оулавюра Рагнара Гримссона — обсуждали и бурное экономическое и инфраструктурное развитие региона, и вопросы экологии.
Путин, например, обратил внимание на то, что работа в условиях Арктики крайне сложна и требует уникальных технологических решений. Чтобы не нарушить хрупкую экосистему региона, право добывать нефть во льдах, например, будут получать только компании с самыми современными технологиями и достаточно обеспеченные финансово, заявил президент. В экологических планах также существенное расширение сети особо охраняемых природных территорий.
Он также напомнил о «генеральной уборке» Арктики: в рамках проекта полностью очищена Земля Александры, в этом году начались работы на острове Грэм-Белл, на очереди — острова Гоффмана, Хейса, Рудольфа и Гукера.
Президент отметил и проекты по сохранению диких животных в регионе, в том числе главного символа Арктики — белого медведя, проект по изучению которого находится под личным патронажем Путина. В свою очередь, председатель Русского географического общества, под эгидой которого проходит форум, Сергей Шойгу рассказал, что у белых медведей появилась проблема с привычным кормом из-за таяния льдов — и сейчас ученые размышляют, что или кого медведи выберут своей новой едой. Впрочем, по мнению президента Исландии Гримссона, привычных видов питания могут лишиться не только белые медведи — из-за глобального потепления традиционные промысловые виды рыб ищут места похолоднее.