МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Навальный не смог оспорить выборы в столице

Теперь оппозиционера ждут в Кирове. Возможно, не только судьи, но и конвоиры

Дело оппозиционера Алексея Навального движется к развязке: Кировский областной суд назначил на 9 октября рассмотрение апелляционной жалобы на приговор, вынесенный политику еще летом. Тогда Ленинский райсуд посадил оппозиционера на пять лет и заковал в наручники в зале суда — а тот в ответ пригрозил снять свою кандидатуру с выборов мэра Москвы. На следующий день Навального выпустили, но, похоже, ненадолго...

Фото: Наталия Губернаторова

Мосгорсуд в пятницу тоже был занят «делом Навального» — правда, совсем другим: оппозиционер неделей раньше подал иск об отмене результатов выборов столичного градоначальника. Сам Алексей Навальный на рассмотрение дела не пришел, прислав своих представителей — юристов Дмитрия Крайнева и Николая Кузнецова. Последний на заседание опоздал, а глава избирательного штаба Навального Леонид Волков и вовсе зашел в зал почти через час после начала процесса — прилетел на самолете из родного Екатеринбурга, где отдыхал после кампании. В общем, казалось, что команда Навального не считает это дело приоритетным.

Любопытно, что судья Александра Лопаткина, объявляя о начале слушаний, не стала называть истца по имени-отчеству. Никаких там «Алексей Анатольевич» — сказала как отрубила: «По иску Навального!» Так что одного оппозиционер точно добился: его фамилия стала своеобразным брендом даже для суда.

У «навальнинцев» было три главных ходатайства: затребовать для проверки списки и заявления избирателей, голосовавших на дому; затребовать у телекомпании ТВЦ хронометраж эфирного времени, чтобы выяснить, сколько минут, в каком качестве и за чей счет блистал на экране тогда еще не избранный мэром кандидат Сергей Собянин, и последнее: истребовать договоры по закупке «продуктовых наборов», которыми аккурат накануне голосования потчевали столичных пенсионеров, иногда — прямо в зданиях территориальных избиркомов. Штаб Навального считает, что это подкуп избирателей, и готов предъявить суду свидетелей. В каждый такой набор, по подсчетам юристов штаба, входили консервы, колбаса и кофе.

— Мы с вами можем купить себе что-то вкусненькое, интересненькое к празднику, а эта категория граждан не может, — объяснил раздачу наборов представитель штаба Собянина Андрей Парамонов. Да и стоили авоськи с продуктами, по его словам, всего 450 рублей, а вовсе не 1250, как утверждали «навальнинцы».

— Это где такие цены? — иронизировал Кузнецов.

— Да уж не в «Империи вкуса», где вы закупаетесь! — вспылил Парамонов. Судье пришлось стуком карандаша по столу призвать стороны к порядку.

Идею предоставить информацию по госзаказу на поставки этих «наборов» Парамонов тоже отверг, причем с интересной формулировкой: Навальный, дескать, такой «корифей» в области госзакупок — вот пусть сам на официальном сайте все контракты и ищет.

А эфир на ТВЦ? Напомним, что принадлежащая Москве телекомпания перед выборами заявила, что вещает на всю Россию и поэтому время для агитации и дебатов никому не предоставит. Теперь же представитель Мосгоризбиркома Дмитрий Реут заявил, что в век цифровых и компьютерных технологий на ТВЦ не ведется запись эфира, так что выяснить, где и когда там появлялся Собянин, вообще невозможно. «Если хотя бы были конкретные требования, какое интервью, когда оно вышло...» — рассуждал Реут. Осталось непонятным: что, если назвать дату — отсутствующая запись эфира чудесным образом материализуется из небытия?

Отбились представители Собянина и от предложения перепроверить списки голосовавших на дому. Штаб Навального требовал провести такую процедуру на 951 участковой комиссии, где голосовало в сумме 27% москвичей. Это много: по закону, если результаты голосования отменяются на участках, где волеизъявилась четверть электората, то выборы в целом признаются недействительными.

Фишка с надомным голосованием вот в чем: заявление о том, чтобы урну принесли ему домой, человек можно подать только лично. Но на выборах 8 сентября, как утверждают «навальнинцы», списки всех пенсионеров и инвалидов передавали в комиссии собесы. А это незаконно. И проверить это очень просто. В документах избиратель расписывается дважды: при подаче заявления о голосовании на дому и второй раз — при получении бюллетеня. Если автографы разные — значит, за бабушку кто-то подсуетился с просьбой доставить урну на дом. Но, как сообщил Реут, все эти документы «приобщены к спискам избирателей, опечатаны и могут быть вскрыты только по решению суда». Да не Мосгорсуда: нужен отдельный иск о пересчете голосов на конкретном участке.

Ничем закончилась и попытка «навальнинцев» обвинить конкурентов в нарушении Закона о персональных данных. Именные открытки с призывом «Ваш голос важен для меня» получили в свои почтовые ящики накануне выборов многие москвичи, но штаб Собянина стоял на том, что виноват не их кандидат, а... компания, отпечатавшая эти открытки.

В удовлетворении иска суд ожидаемо отказал. «Посмотрим, что они напишут в мотивировочной части, будем думать, как действовать дальше», — сказал «МК» Леонид Волков. Но сейчас для оппозиционера в приоритете явно будет апелляция в Кировском облсуде. Слишком многое поставлено на карту: подтвердится реальный срок — Навальный сядет на пять лет, условный — не сможет больше никогда никуда баллотироваться. А ведь в 2014 году — выборы в Мосгордуму. Впрочем, они неожиданно могли бы стать козырем для оппозиционера: не исключено, что Кремль не возражал бы против его участия во второй столичной кампании для придания ей большей легитимности. Вот только времени на политический торг осталось совсем мало.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах