То, что европейские перспективы Молдавии Москву совсем не радуют, можно понять по тем скрытым и явным угрозам, которые прозвучали в кишиневских речах вице-премьера. Так, по итогам встречи с премьером Молдовы Юрием Лянкэ и вице-премьером, сопредседателем российско-молдавской межправкомиссии Валерием Лазером Рогозин предупредил, что «в своих крутых европейских разворотах» молдавский локомотив может «потерять приднестровские вагоны». «Крайне важно не забыть про Приднестровье при подписании соглашения об ассоциации с ЕС», – подчеркнул вице-премьер. Как это понимать? Как угрозу признать Приднестровье или как требование включить представителей ПМР в качестве полноправных партнеров в состав делегации на переговорах в Вильнюсе? И то, и другое не исключено. Хотя первое менее вероятно, учитывая, что Рогозин опять подчеркнул намерение Москвы свято блюсти суверенитет и территориальную целостность Молдавии.
А вот прозрачные намеки на то, что Москва готова пустить в ход «энергетические рычаги», прозвучали более зловеще. "Энергетика важна и в контексте наступления зимы, холодной осени. Надеюсь, вы не замерзнете", - заявил российский вице-премьер молдавским коллегам. По его словам, парадокс ситуации в том, что "большинство трудовых мигрантов Республики Молдова находятся в Российской Федерации", а решение об интеграции "принимается в обратном направлении".
А если кто-то подумал, что Москва просто шутит, то эти надежды развеял на следующий день ведущий российский геополитик, главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко, у которого внезапно появились вопросы к качеству вина, которое поступает из Молдавии. "Мы не исключаем возврата к ситуации 2006 года (когда был полностью закрыт доступ молдавского вина на российский рынок)", - сообщил Онищенко.
Тревогу Москвы можно понять, однако есть основания полагать, что ее активность несколько запоздала, и инициатива в этом регионе безнадежно упущена. Политика РФ в этом регионе характеризуется чередой поистине «эпических» провалов, связанных с тем, что проводить ее было доверено случайным и часто некомпетентным людям. Ставки в регионе делались тоже на случайных и «мутных» людей, которые при каждом удобном случае «кидали» Кремль от души и с явным удовольствием. Чего стоит хотя бы тот факт, что для борьбы с экс-президентом Игорем Смирновым администрация президента РФ привлекла человека, который ранее был известен как противник приднестровской государственности (ныне он является представителем ПМР в Москве). Теперь, чтобы осуществить свои угрозы и защитить свои интересы в регионе, Кремлю нужны надежные и предсказуемые партнеры. А их нет — ни на правом берегу Днестра, ни на левом.