Посещение авиафорума Медведев начал с выступления на авиационном конгрессе и особой конкретики собравшиеся от него не услышали. Премьер в целом признал проблемы на авиарынке, но все же его прогноз был оптимистичен. Объем данного рынка (то есть выручка производителей) в России будет расти, выйдя за рамки нынешнего 1 трлн., предсказал ДАМ. «Производство за последние 10 лет выросло в два раза, что с одной стороны вроде бы и прилично, но с другой стороны мы этими показателями не удовлетворены», - дипломатично продолжил он.
Также премьер рассказал, что его больше всего «зацепило» из новинок (еще до обхода выставки). Правда, гордость премьера была немного дискредитирована небольшим скандалом. Американская компания Aero Management, занимающаяся созданием интерьеров для самолетов, подала в США иск на «Гражданские самолеты Сухого» именно из-за этой бизнес-версии. Иностранцы, как сообщалось, посчитали, что у них украли VIP-интерьер.
Еще Медведев заранее хвалил выставку за модернизированный авиалайнер Ту-204СМ, и, наконец, истребитель пятого поколения ПАК ФА.
В конце небольшой речи премьер оценил сотрудничество с иностранцами как перспективное. Например, совместно с китайцами будет строиться «широкофюзеляжный самолет». Также обсуждалась идея делать в Китае некоторые детали для авиатехники.
Кстати, пропустивший мероприятие Путин (он в командировке в Хакасии), как сообщалось, одобрил шоу китайских истребителей на «МАКСе» за счет бюджета РФ. А это аж 28 млн. рублей. Впрочем, в этом нет ничего скандального: наши авиагруппы также выступают на иностранных шоу за счет принимающей стороны.
Но не всё у нас будет «сделано в Китае». Как сказал Медведев, Россия и Австрия в данный момент занимаются совместным созданием вертолетов.
На выставке авиатехники гость особенно заинтересовался именно вертолетами. Особенно его заинтересовал вертолет Ка-226Т, выполненный в комплектации для МЧС России. Он предназначен для спасательных операций в условиях плотной городской застройки. «Вообще мы очень вертолетная страна», - прокомментировал ДАМ, который сам нередко летает на работу на «вертушке».
Скоро это смогут сделать не только первые лица: гостям форума была ярко представлена тема вертолетного такси. Первые такие проекты уже запущены: до окраины Москвы из Подмосковья можно пролететь над пробками за 3000 рублей с человека. Правда, вертолетных площадок всего четыре.
От авиации Медведев переключился на космос. Возможность «отправить» премьер-министра в космос предоставилась впервые за всю историю создания перспективной пилотируемой транспортной системы. А она, напомним, в этом году уже перешагнула 8-летний рубеж. Начиналось всё с предложенного ракетно-космической корпорацией «Энергия» проекта «Клиппер». Он предназначался для полетов на космическую станцию. Что же касается более дальних рывков на лунную орбиту, эту планку «Клиппер» преодолеть уже не мог. При возвращении с Луны у него могли обгореть крылья. Поэтому проект перспективного космического корабля был возвращен на доработку. Уже в 2011 году РКК представила другой вариант. У него пропали крылья, он обрел усеченно-коническую форму, стал чем-то похожим на большую ярангу. Кроме того, корабль стал на 30% легче первоначальной задумки — постарались конструкторы и специалисты по материаловедению. А еще у нового корабля выросли ноги. Они нужны для амортизированной опоры при посадке, чтобы не заваливаться на бок, как до сих пор это иногда происходит с «Союзами». Впервые российского космического корабля коснулась рука профессионального дизайнера. Владимир Пирожков довел внутреннее убранство ППКНП до совершенства.
— То, что вы видите, это проектно-компоновочный макет, — пояснил один из испытателей Марк Серов. — То есть он уже не из бумаги, корпус вылит из алюминиево-магниевых сплавов. Он создан для того, чтобы провести так называемое натурное макетирование, то есть для испытания космонавтами.
В процессе апробации, по словами Серова, многие приборы в корабле пришлось поменять местами. К примеру, перевесили светильники внутреннего освещения. Впрочем, у Дмитрия Медведева, похоже, никаких претензий к космическому кораблю нового поколения не возникло. Перед тем, как шагнуть в макет, он побеседовал по телемосту с космонавтами, работающими сейчас на МКС. Вспомнил про то, что у одного из них скоро будет день рождения. Внутри корабля Дмитрий Анатольевич провел минут 10. Не удержался от соблазна почувствовать себя настоящим космонавтом будущего — лег в специальный ложемент. В корабле их всего 4. Но в случае необходимости можно разместить кресла для шести космонавтов. Первый беспилотный тестовый запуск космической «яранги» планируется уже в 2017 году. Возможно, поднимать его на орбиту будет ракетоноситель «Зенит» с космодрома Байконур.
«Отправился в космос» прямо из павильона и глава Центра подготовки космонавтов имени Гагарина Сергей Крикалев, которому в день открытия шоу исполнилось 55 лет. Правда, улетел Сергей Константинович не по-настоящему, а виртуально, в качестве героя первого 3D-фильма о международной космической станции, снятого в популяризаторских целях. Получилось очень эффектно, особенно последний кадр, когда Крикалев оказывается внутри МКС, за ним захлопываются все люки и шлюзы, и он улетает на далекую орбиту.
От пилотируемой космонавтики специалисты перешли к земным проблемам.
— Знаете ли вы, что в сентябре мы запустим сразу три спутника системы «Гонец», — говорит корреспонденту «МК» генеральный директор одноименной спутниковой системы Дмитрий Баканов. — И это приблизит нас к наступлению в России настоящей эры ГЛОНАСС. ЭРА в данном случае — экстренное реагирование на автотранспорте. Качественная работа этой системы невозможна без связных спутников системы «Гонец». Можно сказать, что они являются промежуточным звеном между навигационной группировкой ГЛОНАСС и отдельно взятым водителем.
Итак в сентябре в группировке «Гонец» будет уже 6 спутников. Еще одно замечание с космической экспозиции МАКСа. На ней не присутствовал глава Роскосмоса Владимир Поповкин. По официальным данным, он находится на больничном.
МАКС 2013: первым делом, первым делом, самолеты