В понедельник президент Чечни Рамзан Кадыров заявил о том, что полковник Российской армии Сулим Ямадаев отстранен от командования батальоном “Восток”. Этим заявлением Кадыров явно вышел за пределы своих полномочий, но стоит ли обращать внимание на такие формальности? В Министерстве обороны информацию о снятии Ямадаева пока не подтвердили. Это неважно. Не подтвердили сегодня — подтвердят завтра.
Вот чем хороша война для начальников — так это тем, что из любого человека можно сделать кого угодно. Можно — героя, можно — бандита. В зависимости от политических интересов.
Прежде чем говорить о Кадырове с Ямадаевым, приведу один пример из новейшей истории. В январе 95-го был в Грозном такой случай. Одну из наших мотострелковых рот мятежники заблокировали в многоэтажном доме.
Сверху — духи, снизу — духи. Духи кругом, боеприпасы заканчиваются, надо либо сдаваться, либо погибать. И приходит к нашим ребятам парламентер от духов — не кто иной, как правозащитник и депутат Сергей Адамович Ковалев, бывший, кстати, советский зэк, правда, политический. Приходит и говорит: так и так, пацаны, вы окружены, деваться вам некуда, на фиг вам за кровавый режим жизни свои молодые класть, тем более что война эта несправедливая. Сдавайтесь-ка вы духам, ребятки, — они гарантируют жизнь, за базар отвечаю. Дал правозащитник, бывший зэк, нашим бойцам на размышление час — и обратно к духам убежал. И стали бойцы думать. И сдаваться стыдно, и помирать неохота. Смутил их Сергей Адамович заманчивым своим предложением. И дрогнул наш ротный, и решил Сергея Адамовича послушать. И оправдание своей трусости придумал железное: мол, не хочу я жизни солдатские класть за кровавый режим, тем более на несправедливой войне. И уже собрался ротный белую тряпку в окно выбрасывать, да помешал ротному его заместитель. Че ж ты, говорит, делаешь, командир, ты ж присягу давал. А ротный на своем настаивает. Мол, сдаваться надо, жизни солдатские сберечь, ну и свою жизнь заодно. Видит заместитель, что ничего тут не поделаешь, сломался ротный.
Достал заместитель свой табельный пистолет и застрелил своего командира на глазах у всей роты. А бойцам сказал с улыбкой: “Не с…! Прорвемся!” Дождался сумерек и вывел роту ночным прорывом без единой потери.
Узнали об этом в штабе и стали думать. Чего ж с этим заместителем делать? В тюрьму его сажать за убийство ротного или Героя России присваивать? Дали Героя; сейчас он в академии Фрунзе преподает, фамилию его я не указываю, так как он еще не на пенсии. Но и так сойдет, без фамилии, его в академии все знают. А могли бы и посадить!
А теперь вернемся к другим героям. Вот что говорит о бывшем бригадном генерале Ичкерии, а ныне Герое России Сулиме Ямадаеве бывший боевик, а ныне Герой России Рамзан Кадыров: “Ямадаев от командования батальоном отстранен. Эти обязанности исполняет другой человек. По ряду преступлений проводятся расследования. И я требую, чтобы они были доведены до конца. У нас много людей числятся похищенными, много нераскрытых преступлений. Думаю, что в ходе расследования преступлений, совершенных военнослужащими батальона “Восток” и братьями Ямадаевыми, большинство из них могут быть раскрыты. В республике имеются факты многочисленных исчезновений без вести людей. Военнослужащие “Востока”, которые не хотят нести ответственность за деяния других, дают показания, и виновные в гибели и исчезновении людей должны быть строго наказаны, кем бы они ни были — героями или полковниками. Нужно разобраться, кто именно из военнослужащих причастен к преступлениям. Преступники должны быть наказаны. Весь процесс должен быть открытым и гласным, чтобы все видели: преступник… будет отвечать по законам Российской Федерации за свои деяния. Иначе народ нас не поймет”.
Все, что говорит здесь Рамзан, — правда. Но это не вся правда. А настоящая правда заключается в том, что если Кадырова и Ямадаева поменять местами и вместо фамилии Ямадаева везде вставить в текст фамилию Кадырова, то и тогда этот текст будет абсолютно правдив. Нет на войне чистых. А уж на гражданской войне — тем более. Война — штука подлая. Выбор у солдата жесткий: либо умираешь, либо убиваешь. А у начальства твоего тоже есть выбор. Либо наградить тебя за убийство, либо посадить. И как в свое время точно выразился другой солдат — Эдуард Ульман: “Ты прав, только если ты мертв”. Вот такая логика войны. Поэтому я уважаю пацифистов, но только до того момента, пока они не становятся предателями.
Любого нынешнего чеченского Героя России можно при желании привлечь к уголовной ответственности — в зависимости от того, как сложится политическая конъюнктура. Сейчас она такова, что Рамзан Кадыров больше нужен Кремлю, чем Сулим Ямадаев. Поэтому ямадаевцев засудят, а Кадырова возвеличат. И сделают это руками тех же ямадаевских солдат, которые сейчас, наверное, дают показания на своего командира в чеченской прокуратуре. Так уж заведено на войне, что все свои подлости начальники делают руками солдат.