МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

У воевавших был лозунг: Победа или смерть

Чиновники теперь не рекомендуют школам устанавливать мемориальные доски Героям Великой Отечественной Войны

Весь выпуск 41 – го года московской мужской школы № 170 (позднее — № 49, сейчас — № 1278), ушел со школьной скамьи на фронт. Домой вернулись лишь пятеро. Два выпускника, Владимир Корсаков и Натан Полюсук, стали Героями Советского Союза. Когда администрация школы решила увековечить их память на мемориальных досках на фасаде школы, получила отказ. Чиновники комиссии Москвы по увековечиванию памяти выдающихся событий и деятелей отечественной истории и культуры сослались на некое распоряжение.

«МК» решил разобраться в ситуации и рассказать о судьбах героев – выпускников, что небритыми мальчишками ушли на фронт.

 

«Могилы нет. Сестра приходит поминать Виллима к нам в музей»

В школе №1278 я оказалась накануне 9 Мая. В гости к ученикам пришли ветераны, в классах шли уроки мужества. В актовом зале тонкие детские голоса выводили: «Вспомните, ребята, разве это выразить словами, как они стояли у военкомата с бритыми навечно головами…»

С пожелтевших снимков школьного музея на нас смотрели вихрастые пацаны в белых рубашках. Одни – дерзко, другие – застенчиво.

Выпускной вечер в 1941 году выпал на 21 июня. Класс всю ночь гулял по Москве. 22 июня в 12 часов объявили, что началась война, не сговариваясь, все мальчики - выпускники пришли к военкомату.

-В школе учились дети работников Третьего интернационала. Из всего выпуска домой вернулось только пятеро, - говорит руководитель школьного мемориального музея Людмила Володихина. – Почти все погибли в первые годы войны: Тадеуш Милованов, Генрих Чернин, Саша Файнберг – в 42 – ом, Саша Цейтлин - в 43 – ом. За многими из них был артиллерийский взвод, четыре пушки и двадцать пять взрослых бойцов. Сами почти мальчишки, они стали отцами – командирами, «пушкарями» и сложили головы.

Братья – близнецы Блохины просились воевать вместе, но их разлучили, они воевали на разных фронтах. Родители получили похоронку на одного сына и письмо от другого: «Идем в бой...» Позже из документов стало ясно, что погибли братья в один день.

От Виллима Переверзинцева не осталась «ни весточки, ни косточки». Где он похоронен, родные так и не узнали. Сестра приходит поминать его к нам в музей. Сохранился только карандашный портрет Виллима, который сделал друг семьи со старой фотографии.

Артиллерист – разведчик Лев Евстюгов – Бабаев умер через шесть лет после войны. Когда ветераны говорили: «Я дошел до Праги», «Я дошел до Берлина», он повторял: «А я дошел до Вязьмы, но Москву мы не отдали». У нас хранится фотография его аттестата залитого кровью. Лев захватил его, как необходимый документ, когда шел в военкомат.

Два стенда школьного музея посвящёны Героям Советского Союза - Владимиру Корсакову и Натану Полюсуку, что жили в доме №3 по Дмитровскому переулку. Их семьи занимали комнаты 8 квадратных метров с окнами на черную лестницу.

Володя Корсаков, для дворовых друзей – Корсак, сорви – голова, заядлый голубятник. После 7 класса закончил ФЗУ имени Орджоникидзе и курсы шоферов. В 41 – ом пришел в военкомат, когда ему не было еще и 17 лет.

-Желая воевать, он приписал себе в документах год, и по рекомендации комитета комсомола попал в состав первого комсомольского партизанского отряда, действовавшего по заданию разведывательного отдела штаба Западного фронта на участке Волоколамск – Клин, - рассказывает Людмила Володихина. - Был связным, доставлял из типографии штаба партизанских отрядов на передовую листовки и газеты. Володя был настолько маленьким и щупленьким, что немцы не могли западозрить в нем врага. Однажды, когда он переходил линию фронта, его задержал немецкий караул. Под телогрейкой была кипа листовок. Мальчишка не растерялся, стал вещать, что идет к больной бабушке. Трещал мороз за тридцать градусов, а тут в снежной круговерти пацан с синими от холода губами. Фашисты обогрели пацана, напоили чаем. Обыскивать не стали. Никто из немцев не мог предположить, что этот малец участвует в диверсионных действиях. И недавно под Ново-Петровском с группой уничтожил несколько штабных автобусов гитлеровцев. За что в 18 лет был награждён медалью «За боевые заслуги».

В декабре 41 – го началось контрнаступление. Неприятель был отброшен от Москвы, партизанский отряд решено было расформировать.

-Командир спросил у строя: «Кто знаком с техникой - два шага вперед». Володя вышел из строя, и вскоре был направлен на учёбу в Камышинское танкотехническое училище, где освоил тяжелый танк, несущий противоснарядное бронирование. Такие машины были призваны взламывать фронт противника, идти в прорыв в укрепленных районах.

И снова механик-водитель тяжёлого танка «КВ» (Клим Ворошилов), а затем командир среднего танка «Т-34», был для бойцов Корсаком, бесстрашной и стремительной степной лисицей.

-Особо он отличился в январе 1945 года в ходе Варшавско-Познанской наступательной операции. Освобождая Польшу, экипаж танка под командованием Корсакова, находясь в разведке в районе городов Мщонув, Жирардув взял в плен вражеского полковника, уничтожил несколько мостов, до шести взводов пехоты, два танка, шесть орудий, свыше двадцати бронетранспортёров и тягачей, а также склад с боеприпасами.

С аэродрома, расположенного западнее Варшавы, поднимались немецкие «мессершмитты» и «юнкерсы» и бомбили переправу.

-Танк гвардии младшего лейтенанта Владимира Корсакова был послан в разведку, но ворвавшись на аэродром, решил его уничтожить. «Три́дцатьчетвёрка» «прошлась» по хвостам двадцати двух самолётов, а двадцать третий взорвала на взлёте. Там же, на окраине города, взвод Корсакова вызволил из германского плена более 600 человек, находившихся в концентрационном лагере смерти. Советский танк окружили изможденные люди в полосатых робах и ботинках на деревянной подошве. Каждый старался дотронуться до брони. Узники не верили, что они спасены…

«Ласточка в танковых войсках». «Грозное оружие победы». «Лучший в мире средний танк», - так бойцы называли свою «тридцатьчетверку».

18 января 1945 года грозная машина Корсакова первой ворвалась в Сохачев, где экипаж уничтожил два танка и несколько орудий противника, перекрыв путь отступающим гитлеровским войскам из Варшавы. За мужество и проявленный героизм ему присвоили звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

-Володе тогда не было еще и 21 года. Мало кто знает, что танкист в обгоревшем комбинезоне из фильма «Освобождение» списан с нашего выпускника Владимира Корсакова. В одной из сериии картины рассказывается, как на командный пункт Сталинградского фронта прибыл представитель ставки Верховного командования Георгий Жуков. К нему подвели молоденького танкиста в копоти, сказали: «Такой парень! Такой парень!» Его танк прорвался из «балки сметри», где решалась судьба Сталинграда. Георгий Константинович достал из кармана шинели оружие и вручил его герою. Известно, что у Владимира Корсакова на самом деле хранилось дома наградное оружие от Жукова.

Владимир дошел до Берлина, но расписаться на Рейхстаге ему не довелось. Победу он встретил в госпитале.

-На рассвете 1 мая 1945 года Владимиру было приказано взять под охрану водонапорную башню в районе Бангофского парка. Когда танк двигался в походном порядке, а его командир сидел в башне по пояс, в борт боевой машины выстрели из «фаустпатрона». Стреляли 12-летние немецкие мальчишки из «гитлерюгенда». Танк вспыхнул, экипаж погиб, командира Бог сберег. Владимир с тяжёлым ранением в бедро, на 8 месяцев попал в госпиталь. В больничной палате нашел свою судьбу. В 46 – ом женился на медсестре, которая за ним ухаживала.

После войны Владимир Корсаков стал национальный Героем Польши, почетным гражданином польского города Сохачева. Одна из улиц Варшавы стала носить имя Богатыря Корсакова. Всего он был награжден 36 орденами и медалями СССР, Польши, Франции и Болгарии. Вернувшись в Москву, закончил лесотехнический институт, работал в Министерстве лесной промышленности, вырастил сына.

9 Мая оставался для Владимира Корсакова одним из самых любимых праздников. Нередко он говорил родным: «За один день на войне проживаешь и десять жизней, и десять смертей». Однажды в минуты откровенности рассказал другу, как накануне Победы его чуть не отдали под трибунал.

-Разведка доложила, что шесть эшелонов идут от Берлина. Танк Корсакова рванулся в направлении железнодорожного полотна. Вдруг за сотню метров до переезда, машина загорелась. Владимир дал команду экипажу: «Покинуть танк». Отбежали метров на 20, залегли в кустарник, вскоре танк потух. Зажигательная пуля попала в навесные бензобаки, солярка вытекла, гореть больше было нечему. Корсаков скомандовал: «В машину». Как ни странно, танк завелся. Полным ходом помчался к переезду, и успел столкнуть своим весом только что въехавший на него паровоз. Бегство немцев не удалось. Фашисты были захвачены подоспевшими нашими частями. За эту операцию все, вплоть до высших чинов, получили награды. Однако экипаж танка и сам командир – ничего. Более того, за то, что на поле боя оставили боевую машину, они чуть не угодили под трибунал.

«До Берлина оставалось 50 километров…»

Второго выпускника, будущего Героя Советского Союза, Натана Полюсука, еще в школьные годы ставили всем в пример.

-На войну Натан попал, закончив 2-й курс Московского энергетического института. В июле 41 – го он стал ополченцем 8-й дивизии народного ополчения, сформированной в Краснопресненском районе города Москвы. Резервный фронт занял боевые позиции по реке Угра. Натан строил оборонительные укрепления.

«Завтра уже буду воевать. Теперь для меня существует один лозунг: победа или смерть», - писал он матери. В красноармейских книжках у многих из бойцов было записано: «годен, необучен». Еще недавно они сдавали летнюю сессию, а через несколько месяцев уже знали: снаряд или бомба, полет которых слышишь, всегда пролетают и взрываются в стороне. Был разгадан и один из фокусов фашистов, который сопровождался жутким, пронизывающим свистом. Немцы для устрашения сбрасывали с самолетов пустые, продырявленные железные бочки. Они издавали страшный вой, имитирующий звук сбрасываемых бомб.

В октябре 41 – го фашисты двумя клиньями прорвали оборону Брянского и Западного фронтов. Полк Полюсука, сформированный из необстрелянных, на скорую руку обученных ополченцев, попал под Вязьмой в окружение.

-15 дней они группой шли ночами по земле, занятой врагом. В деревне Дубенки совершили дерзкий налёт на роту фашистов. Вражеских пулемётчиков забросали гранатами. В доме, где располагались немецкие офицеры, взяли важные документы. А утром 17 октября 41 – го вырвались из окружения. Полюсука, у которого на плече была рваная рана, хотели отправить в госпиталь, но он вернулся на передовую.

Вскоре красноармеец Натан Полюсук был зачислен в подвижную диверсионную группу Западного фронта. Зимой 1941-42 годов он участвовал в налётах на автоколонны и гарнизоны. Закончив офицерскую школу, младший лейтенант попал в 315-ю стрелковую дивизию 5-ой ударной армии, в самое пекло боев под Сталинградом. Потом освобождал Донбасс, в боях за Никопольский плацдарм был второй раз ранен.

-Родные в 44 – ом получили похоронку, поставили поминальную свечу. А через полтора месяца пришло письмо от Натана из госпиталя. Но радость родителей была недолгой. Вернувшись в 301-ю стрелковую дивизию, Натан был назначен заместителем командира 3-го стрелкового батальона по политчасти. Участвовал в освобождении Молдавии. За отличие в боях был награждён орденом Красного Знамени. Осенью 1944 года 5-я ударная армия в полном составе была предана в состав 1-го Белорусского фронта. Замполит батальона Полюсук участвовал в прорыве обороны противника на Висле и в стремительном наступлении своей дивизии к Одеру.

В воздухе витал запах победы. Это придавало всем силы. При свете самодельной лампы, сооруженной из гильзы от снаряда, Натан писал брату Аркадию: «Эх, Берлин близко. Два перехода, а там… Не волнуйтесь за меня. Пуля ищет боязливых, а я же, знаете, не из их числа».

Натан Полюсук первым поднимался на бруствер и увлекал бойцов в атаку. На Зееловских высотах шел с гранатами на танки. Уцелел при «карманной артиллерии». А погиб около Вулькова, при прорыве третьей оборонительной полосы. Роты попали под сильный огонь и залегли. Танки, едва подойдя к высотке, подрывались на минах. Тут же открывали огонь фаустники. Капитан Полюсук с разведчиками засёк 2 дзота, которые больше всего мешали наступлению. Отобрав 7 человек, двинулся по кустарнику, росшему у подножия высоты. Вскоре они оказались вблизи амбразуры первого дзота. Рывок, и тут же в черную пасть влетело несколько гранат. Раздались взрывы. А разведчики уже устремились к другому дзоту, заставили умолкнуть и его. Увлекая за собой бойцов, Полюсук побежал наверх и водрузил на высоте красный флаг. В этот момент его сразил осколок снаряда. До Берлина оставалось 50 километров… Зание Героя Советского Союза Натану Полюсуку было присвоено посмертно.

Он погиб 18 апреля 1945 года, сразу после дня рождения, когда ему исполнилось 23 года. Капитан был похоронен на берегу Одера на мемориальном кладбище советских воинов, павших в боях за Кюстрин (ныне Костшин-над-Одрой), в Польше.

Позже был перезахоронен в воеводстве Зелена-Гура, в городе Цыбинка-Бялкув на советском военном кладбище в братской могиле № 360. Землю с братской могилы родственники привезли в Москву и поместили в родовой могиле на Донском кладбище Москвы. Но мама Натана все ждала и ждала его возвращения, не верила в его гибель до последних дней.

«Доску нельзя, а памятник можно»

Администрация школы решила увековечить память своих героев - выпускников на мемориальных досках на фасаде школы. Казалось бы, святое дело…

-Бьемся второй год, и до сих пор не можем получить разрешение, - говорит директор школьного музея Людмила Володихина. – Все документы собраны. Но члены комиссии Москвы по увековечиванию памяти выдающихся событий и деятелей отечественной истории и культуры ссылаются на распоряжение №1287 от 2009 года, которое гласит, что на стенах школ не рекомендовано устанавливать мемориальные доски, только по месту работы героев или по их месту жительства. Но дом Владимира Корсакова и Натана Полюсука был разрушен еще в 70 – е годы, когда реконструировали Петровку. Куда мы только не обращались, и мэру писали, дошли даже до Совета при президенте РФ. Но все наши заявления пересылали все той же комиссии по увековечению… Чиновники рекомендовали нам сделать скульптурный портрет или поставить памятник на своей территории, если она охраняется. Нам так и говорили: «Поставьте хоть в метре от стены школы, и все проблемы будут решены». Мы интересовались: «Почему доску нельзя, а памятник можно?» Нам цинично отвечали: «А за это будет отвечать уже другая комиссия». Но у нас же муниципальная школа, а не частная. 300 тыс. рублей мы еще как – то можем потянуть, но памятник – то уже стоит миллион, нам эта сумма не по карману.

Мы заглянули в постановление Правительства Москвы № 1287-ПП от 1 декабря 2009 года Об утверждении Положения о порядке установки в городе Москве мемориальных досок. Пункт 4.2 гласит: в память о выдающейся личности или событии в пределах Москвы может быть установлена только одна мемориальная доска – по бывшему месту работы или жительства увековечиваемого лица, историческому месту события. В пункте 4.4. сказано: на зданиях зрелищно-массового назначения (театров, кино-театров, концертных залов, музеев, художественных галерей) мемориальные доски не устанавливаются.

Об образовательном учреждении нет ни слова… Любопытно, кто из членов комиссии так вольно интерпретировал положение? И как после этого воспринимать все громкие слова о памяти погибшим в годы войны и патриотическом воспитании подрастающего поколения?

…В актовом зале школьники пели: «Но помнит мир спасенный, мир вечный, мир живой, Сережку с Малой Бронной и Витьку с Моховой…»

Хочется верить, что московская школа № 1278, где учились Андрей Миронов, Василий Ливанов, Евгений Светланов, Эдвард Радзинский, Марк Розовский, Анастасия Вертинская, Елена Боннэр, будет известна и как альма – матер двух Героев Советского Союза.

 

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах