Группа соблюдает принцип анонимности и взаимозаменяемости, каждый раз выступает в масках и в разном составе. Видео их акций исправно выкладывается в Сеть, а вот о тех, кто скрывается под масками, известно совсем немного. Активистки сознательно уходят от каких-либо собственных характеристик себя, настаивая лишь на своей центральной идее — России нужен бунт. И он непременно грянет! Внезапно — так же, как это было в арабских странах весной 2011-го.
Однако теперь, когда две из «пусек» оказались за решеткой, в летописи группы, где раньше фигурировали только клички, стали возникать человеческие имена и фамилии.
Напомним — на Масленицу солистки Pussy Riot по прозвищам Гараджа, Тюря, Шумахер, Серафима и Кот позвали всех на «панк-молебен» в храм Христа Спасителя. Группа девиц в масках, ярких платьях, цветных колготках и с гитарами в руках исполнила неблагозвучную, но достаточно громкую песню у алтаря. В припеве их панк-композиции говорилось: «Богородица, Дево, Путина прогони!»
Когда с момента «перформанса» прошло почти две недели, двух девушек из числа «бунтующих кошечек» неожиданно привлекли за хулиганство и посадили за решетку. И тогда стало известно, что одну из них зовут Надежда Толоконникова, а другую — Мария Алехина. Что у обеих дома остались маленькие дети.
* * *
Группа Pussy Riot еще «младенец» — она создана в октябре 2011 года. Ее участницы тут же стали проводить свои акции. Первое столкновение с законом произошло 20 января — после несанкционированного импровизированного концерта на Красной площади всех участниц задержали и оштрафовали на 1000 рублей за «нарушение правил проведения митингов и пикетов».
Из Сети же стало известно о коллективных симпатиях и антипатиях «кошечек». Например, им наиболее симпатичны феминистки и секс-меньшинства. Наиболее же отвратительны для них — Путин, Сталин, Гитлер, Алла Пугачева, Филипп Киркоров и передача «Аншлаг».
Что же до биографических данных, то Надежде Толоконниковой 23 года, родилась она в Норильске, в Москве учится на 5-м курсе философского факультета МГУ. Надя жила в знаменитом общежитии МГУ на улице Шверника, пока не вышла замуж за москвича Петра Верзилова и не переехала к нему. Петру 25, он тоже учился на философском факультете МГУ. Их дочери с мифологическим именем Гера 4 марта исполнилось 4 года.
Еще сидя в мамином животике, Гера принимала участие в неформальных акциях арт-группы «Война»: четыре года назад, когда Надежда была на 9-м месяце беременности, Надя и Петя публично предались плотским утехам в Биологическом музее им. Тимирязева. Та акция с неприличным названием, в пристойном варианте звучащая как «Рождение медвежонка», была приурочена к вступлению в должность президента Медведева.
На вопрос, почему она назвала дочь Герой, Надя отвечает: «Мама Пети очень хотела назвать ее Марусей. Ну какая она Маруся? Издеваетесь? Сколько она проездила автостопом, когда я была на третьем месяце! Я тогда одна путешествовала по Испании и Португалии. Объездила весь полуостров. Моя дочь будет лупить врагов, как настоящая Гера».
Как-то воинственные супруги закидали живыми кошками работников одного из столичных «Макдоналдсов», намекая на то, из чего делаются их гамбургеры. А акция под названием «Тараканий суд», по мнению адвоката Николая Полозова, возможно, даже явилась одной из причин того, что его подзащитная оказалась за решеткой. Дело в том, что Надя участвовала в запуске тараканов в здание Таганского суда. А судья Александрова явилась непосредственной свидетельницей «затараканивания» ее рабочего места. И этой судье, по роковому совпадению, и досталось дело Толоконниковой—Алехиной!
В определенных кругах, где Надю очень любят, она носит ласковое прозвище Толокно. Так ее называют защитники Химкинского леса, которым она активно помогала. И ЛГБТ-сообщество, в чьих гей-парадах Надежда с увлечением участвовала. По признанию всех ее знакомых, Толокно очень красива и женственна. Но при этом требует, чтобы при встрече мужчины пожимали ей руку — подчеркивая тем самым, что женщина тоже человек. Больше всего на свете Надя любит книги, современное искусство и свою дочь Геру.
Свобода европейского типа Надежду, похоже, не прельщает.
«В Европе я определенно не хочу жить, — читаю я сетевые откровения Толокна. — Мне за месяц там надоело. Показалось, что я попала не в страну, а в магазин. Кругом лакированные круассаны, сувенирчики, все вылизанное и лоснящееся. Мне хочется чего-то более грубого. Мне с детства нравится попадать в экстремальные ситуации».
Очень тепло отзываются о Толокне активисты ЛГБТ-движения Николай Алексеев и Илья Суриков. Николай даже лично участвовал в пикете возле Мосгорсуда 14 марта — в день обжалования меры пресечения. Стоял с плакатом «Свободу Толокно!».
* * *
Что касается Марии Алехиной, она студентка 4-го курса Института журналистики и литературного творчества. Давно и активно сотрудничает с «Гринписом», защищая природные заповедники, и с православными организациями — в части помощи сирым и больным. Ее сокурсники говорят, что Маша глубоко порядочный, бескорыстный и верующий человек.
— Маша воцерковленная, она очень отзывчивая и добрая, — рассказывают ее подруги Оля и Аня. — Она далека от всего меркантильного, помогает всем бескорыстно. Часто работает бесплатно.
Маша является волонтером движения «Во имя святого благословенного князя Даниила» и в его рамках работает в детской психиатрической больнице № 6 — занимается там с умственно отсталыми детишками.
Маша живет в районе Кунцево с мамой Натальей Сергеевной и сынишкой Филиппом 5 лет.
По мнению Натальи Сергеевны, из всех участниц группы задержаны только те две девушки, у которых есть маленькие дети: на молодых мам легче оказывать давление.
В щедром на оценки виртуальном пространстве мнения о Pussy Riot, как водится, разделились. Вот некоторые из них.
«Как жить в стране, где юные дурочки, спевшие в церкви, сидят в камере, а насильники в погонах гуляют на свободе?»
«Страх божий. То ли дело украинские феминистки, выступающие против Януковича, — хоть есть на что посмотреть. А это какие-то бесполые создания!»
«М-да, если у нашей „оппозиции“ такое лицо — то никаких охранителей не надо!»
Российский адвокат Дагир Хасавов, получивший известность как защитник создателей проекта реконструкции Соборной мечети, призвал отправить активисток Pussy Riot не в тюрьму, а в психбольницу: «Если смотреть через призму Священного Корана, нельзя поступок этой группы назвать добрым делом, они считаются падшими, больными на голову и невменяемыми». На вопрос, как бы поступили с хулиганками, если бы они осквернили мечеть, адвокат ответил, что как по шариату, так и по светскому правосудию «нельзя судить психически нездоровых людей, а их поступок не считается греховным, ибо это состояние их души». В целом исламский юрист оценил деятельность девичьей панк-группы как «самое худшее проявление культуры андеграунда в безнравственном обществе потребителей».
* * *
Мне удалось задать несколько вопросов самим солисткам Pussy Riot, оставшимся на свободе. Они согласились: только без имен, паролей и явок. И попросили их ответы не редактировать. Держу слово.
— Почему вы называете себя феминистками? Вам не нравится нынешняя система в части ее отношения к женщинам? Если она не нравится вам вообще, при чем тут феминизм? Что конкретно вы хотели бы изменить в стране?
— Хотелось бы добиться, во-первых, ухода президента с его силовой верхушкой, во-вторых, принятия закона о гендерном равенстве, введения в систему образования истории феминизма, также введения предметов об истории гендерной и сексуальной дискриминации. Феминизм занимается не только вопросами прав женщин, он борется против вертикальной иерархии.
— Чем именно вам так насолил Путин?
— Практически всем. В отношении так называемого женского вопроса Путин не раз высказывался крайне некорректно, предлагал бизнес-леди не забывать о своем природном предназначении — рождении детей, также говорил, что проще работать с мужчинами, чем с женщинами. Подобные высказывания сейчас не сможет позволить себе никто из крупных политиков Европы или США. Такая смелость Путина говорит о его безнаказанности.
— Зачем вам анонимность? Разве это вяжется с идеологией феминизма? Вы считаете, что свободные женщины должны закрывать лицо, как вы?
— Нам нравится анонимность тем, что это позволяет создать универсальный образ. К тому же здесь есть момент ухода от подачи женского образа как чего-то мягкого, податливого, с красивым нежным лицом. Своими масками мы вносим момент визуальной жесткости, добавляем элементы супергероев. Все это смотрится достаточно контрастно с нашими женскими платьями, именно в этом контрасте мы подрываем многие классические представления о женщинах.
— А в повседневной жизни вы агрессивны? Или обычные женщины — матери-жены-любовницы?
— В борьбе за реализацию своих прав мы принципиальны, многие это пытаются назвать агрессией. Равенство начинается дома. Мы считаем, что в том, чтобы быть женой, матерью или чьей-то любовницей, ничего плохого нет. Главное, не стать при этом «бесплатным приложением» к мужчине.
— Вы дружите с ЛГБТ. Какой вы сами секс-ориентации?
— Среди нас есть люди разной сексуальной ориентации. Есть сторонники квир-теории, которая отрицает различие полов, вообще фиксированную, раз и навсегда заданную сексуальную идентичность.
— Ненавидите ли вы мужчин?
— Мы полагаем, что нельзя ненавидеть людей. Можно ненавидеть идеологию. Патриархатная, сексистская идеология — вот что неприемлемо для нас. Но конкретно в нашей группе парней нет.
— Почему для своей акции вы избрали именно церковь? Это связано с вашими конкретными претензиями к духовным лицам?
— Сам храм уже практически превратился в бизнес-центр — банкетные залы, салоны, паркинги и прочие опции, не имеющие ничего общего со святостью и аскезой. Наше выступление в ХХС было политическим жестом, задевающим проблему сработничества РПЦ (МП) и путинской власти. А политическая акция, проведенная властями и церковью перед выборами в Госдуму, под названием «Постойте двое суток к поясу Богородицы» была направлена на создание картины аполитичности православных граждан. Нас это возмутило не меньше, чем нарушения на выборах в Госдуму. Поэтому мы ввели в наше выступление такой элемент, как молебен, и назвали наше выступление панк-молебном «Богородица, Дево, Путина прогони!». Здесь мы возвращаем политическую активность верующих, преодолевая попытки патриарха исказить положение вещей.
Нам было важно спеть именно у алтаря, а не на улице перед храмом, то есть в месте, где женщинам вход категорически запрещен.
— После задержания Маши и Нади станет ли «Пусси Райот» продолжать свои акции?
— Как уже говорилось, состав нашей группы подвижен, постоянно меняется и обновляется. Поэтому независимо от задержания Нади и Маши наша группа объявлена в розыск и подвергается уголовному преследованию. Проведение новых музыкальных выступлений в настоящий момент стало более сложным для нас, чем обычно, но мы не собираемся складывать наше феминистское оружие!
* * *
Как ни крути и ни открещивайся от «писькиного бунта», он является нагляднейшим отражением протестных настроений в нашем обществе. Конечно, многие оскорблены богохульным и вообще непристойным поведением «кошечек». Но, если обратиться к новейшей российской истории, они не первые. И, судя по всему, не последние. В начале 90-х художник Анатолий Монастырский выложил живыми человеческими телами известное матерное слово из 3 букв прямо на Красной площади, которое отлично смотрелось с высоты птичьего полета. В середине 90-х Авдей Тер-Оганян порубал топором иконы в Манеже. А потом полностью обнаженный деятель искусств Олег Кулик вышел на улицу на четвереньках, изображая собаку. Все это по-доброму зовется «хэппенингом», в Европе и Америке существует давным-давно и во все времена служило способом отражения определенных идей и настроений, царящих в обществе.
Хочется отметить, что в 90-е за подобные «перформансы» никого не сажали — видимо, других проблем хватало. Только Тер-Оганян эмигрировал от греха подальше, но его особо и не держали.
Почему же сейчас такая паника вокруг поющих панк-студенток?
Невольно вспоминается изречение, что любое общество есть зеркальное отражение своего вождя. Будучи убежденными, что Путин навязал россиянам себя, «пуськи» точно так же навязывают Москве себя — в метро, на крыше троллейбусов, на Лобном месте и вот наконец в храме. Где, собственно, власть их наконец и услышала.
Что раздражает в «пуськах»? Наглость, невозможность от них избавиться, концептуальный сумбур наряду с крайней степенью уверенности в своей правоте. Стремление во что бы то ни стало продолжать гнуть свою линию. Красоваться, выставляться, выступать, призывать, апеллировать к массам. Узнаете?
— Мы победим?
— Да! — грохочет Манежная.
Прямо как на елке в детском саду, когда Дед Мороз спрашивает: «Ну что, детки, Снегурочку спасать будем?» «Да!» — дружным хором вопят детки. А куда им деваться — все равно уже пришли на елку. Вернее, их привели.
P.S. Вечером 15 марта на допрос вызвали еще одну участницу группы. Явившись в УВД в качестве свидетельницы, она стала обвиняемой. Когда верстался этот текст, Таганский суд еще не вынес решение о том, ограничивать ли свободу новой фигурантки дольше. По словам адвоката Николая Полозова, девушка провела ночь с 15 на 16 марта в изоляторе на Петровке. По данным ГУВД, новую обвиняемую зовут Ирина Локтина, хотя сам адвокат подчеркивает, что паспорта ее не видел.